|
||
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образованияПаспорт специальности Формула специальностиСодержанием специальности 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» является исследование проблем методологии педагогики, теории педагогики, истории педагогики и образования, педагогической антропологии, этнопедагогики, сравнительной педагогики и педагогического прогнозирования. Области исследований отражают основные структурные компоненты научной специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», определяют перспективы ее развития, ориентированы на разрешение актуальных проблем развития системы образования. Области исследований1. Методология педагогических исследований (мировоззренческие основания исследований; исследовательские подходы к развитию педагогической науки, их сочетаемость и границы применимости; методы педагогических исследований; развитие предметной области педагогики; педагогическое науковедение; специфика междисциплинарных связей в педагогических исследованиях; диалектический характер взаимосвязи педагогической науки и образовательной практики; методологическое обоснование прогностических исследований; методологическое обоснование крупномасштабных коллективных исследований; качество педагогических исследований). 2. История развития педагогической науки и образовательной практики (анализ исторического развития практики образования; становление и развитие научно-педагогических идей, концепций, теорий; монографическое изучение педагогического наследия выдающихся педагогов прошлого; история этнопедагогики; развитие педагогической лексики и терминологии). 3. Педагогическая антропология (концепции воспитания, обучения и социализации личности средствами образования; педагогические системы /условия/ развития личности в процессе обучения, воспитания, образования). 4. Теории и концепции обучения (закономерности, принципы обучения ребенка на разных u1101 этапах его взросления; индивидуализация и дифференциация образования; типы и модели обучения, границы их применимости; образовательные технологии; концепции развития учебно-методического обеспечения процесса обучения и средств обучения; специфика обучения на разных уровнях образования). 5. Теории и концепции воспитания (социокультурная обусловленность воспитания; закономерности, принципы воспитания ребенка на разных этапах его взросления; ценностные основания построения процесса воспитания, педагогические системы воспитания; этнопедагогические концепции воспитания; взаимосвязь воспитания личности и развития коллектива (сообщества); детское движение и организации; дополнительное образование как средство воспитания личности). 6. Концепции образования (социокульутрная обусловленность динамика образования; социальные эффекты образования; концепции интеграции учащихся в новую социальную среду средствами образования; качество образования и технологии его оценивания; технологии создания и развития образовательной среды; непрерывное образование; образование взрослых; инновационные процессы в образовании; управление образовательными системами; теория и практика дистанционного и медиа- образования; взаимосвязь формального, неформального и информального образования, базового и дополнительного образования). 7. Практическая педагогика (обобщение передового педагогического опыта; инновационное движение в образовании; опытно-экспериментальная деятельность образовательных учреждений; системные изменения профессионально-педагогической деятельности учителя, в том числе её сущности, структуры, функций; деятельность общественных организаций в сфере образования; социальное партнерство образовательных учреждений). 8. Сравнительная педагогика (состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики, теории и практики образования в различных странах и регионах мира; соотношение всеобщих u1090 тенденций развития образования, национальной и региональной специфики, возможности, обоснование и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования ими зарубежного опыта, выявление лучших практик в области образования). 9. Междисциплинарные исследования педагогических аспектов образования (исследование различных направлений развития образования на основе интеграции различных научных областей знаний; исследование педагогической деятельности в контексте социально-философской антропологии; актуализация педагогической составляющей социальных процессов). Отрасль наукпедагогические науки История становления и развития научной школыАспирантура по специальности 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования функционирует более 30 лет, с 1980 года. 7 июля 1939 г. Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР в г. Пятигорске педагогическое училище реорганизовано в педагогический и учительский институт, как самостоятельное высшее учебное заведение с тремя факультетами: физико-математический, исторический и русского языка и литературы. Руководство ПГПИ в лице директора Чеканова Василия Тихоновича и его заместителя по учебной и научной работе профессора Васильева Всеволода Александровича большое внимание уделяло профессорско-преподавательскому персоналу факультетских и межфакультетских кафедр. Одной из последних, которая функционировала с первого дня работы вуза - кафедра педагогики и психологии. В 1969 году кафедра разделена на две самостоятельные: педагогики и психологии. С 2014 года кафедра преобразована в кафедру межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания. Научное руководство аспирантами по научной специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования осуществляют: Лезина Валерия Владимировна - доктор педагогических наук, профессор; Лидак Людмила Валентиновна - доктор психологических наук, профессор; Супрунова Людмила Леонидовна - доктор педагогических наук, профессор; Айрапетова В.В. – кандидат педагогических наук, доцент. Вопросы вступительных испытаний
Вопросы к вступительному экзамену по философии:
1. Философия как мировоззрение. Философия и религия. 2. Место философии в системе наук. 3. Проблема единства мира. 4. Натурфилософский подход античной философии (период «физиса»). 5. Гуманистический период античной философии. 6. Период синтеза античной философии (классический период). 7. Философия Фомы Аквинского. 8. Философия Декарта. 9. Философия Спинозы. 10. Философия Лейбница. 11. Английский эмпиризм XVIII века. 12. Философия Канта. 13. Философия Гегеля. 14. Антропологический материализм Фейербаха. 15. Марксистская философия. 16. Философия жизни. 17. Экзистенциализм. 18. Позитивизм. 19. Феноменология Гуссерля. 20. Философская герменевтика. 21. Западники и славянофилы в русской философии. 22. Всеобщие свойства материи с точки зрения современной науки. 23. Пространство и время. 24. Диалектика и ее альтернативы. 25. Основные принципы материалистической диалектики. 26. Основные законы диалектики. 27. Основные категории диалектики. 28. Виды знания. 29. Диалектика абсолютной и относительной истины. 30. Единство чувственного и рационального в познании. 31. Роль практики в познании. 32. Методы научного познания. 33. Происхождение сознания. 34. Активность сознания. 35. Сознание и самосознание. 36. Проблема человека в философии. 37. Личность и общество. Свобода личности и отчуждение. 38. Общество как объект философского анализа. 39. Философия истории. 40. Формационный и цивилизационный подходы к истории общества. 41. Критерии общественного прогресса. 42. Философские проблемы культуры. 43. Глобальные проблемы современности. 44. Формирование и развитие философии в России.
Вопросы к вступительному испытанию по профилю «Общая педагогика, история педагогики и образования»
Программы вступительных испытаний |