Ресурсный центр инклюзивного образования

Ресурсный центр инклюзивного образования.

В целях реализации государственной политики в области образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предполагающей возможность получения этой категорией граждан полноценного высшего образования, приобретения такой специальности, которая дает возможность человеку стать равноправным членом общества, в сентябре 2017 года на базе кафедры психологии личности и профессиональной деятельности ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» был создан Ресурсный центр инклюзивного образования (далее Центр).

Целью деятельности Центра является создание условий по обеспечению инклюзивного обучения студентов с ОВЗ и инвалидов по программам высшего образования.

Основными задачами Центра являются:

- довузовская подготовка и профориентационная работа с абитуриентами-инвалидами и лицами с ОВЗ;

- психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного обучения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ;

- решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, программ дистанционного обучения обучающихся с ОВЗ и инвалидов;

- социокультурная реабилитация, содействие трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ;

- создание условий для беспрепятственного доступа лицам с ОВЗ и инвалидам к получению образовательной услуги на территории университета;

- оказание консультативной помощи представителям образовательных организаций высшего образования и других организаций региона по вопросам обучения инвалидов по выбранным ими специальностям;

- консультирование ППС и НПР ПГУ по подготовке учебной информации (тексты лекций, учебники, рисунки, графики, таблицы и т.д.), в том числе в альтернативных формах) для учета потребностей в образовательных услугах обучающихся с инвалидностью определенных нозологий;

- создание информационно-образовательной сети для образовательных организаций высшего образования обучающихся-инвалидов с различными нозологиями и оказание консультативно-технической и методической поддержки созданной сети.

Организационная структура Центра:

Руководитель – заведующая кафедрой психологии личности и профессиональной деятельности, доктор психологических наук, профессор Светлана Владимировна Хребина.

Социальный педагог – заместитель директора института интегрированных программ высшего и послевузовского образования Яна Анатольевна Харченко.

Специальный психолог – преподаватель кафедры психологии личности и профессиональной деятельности Екатерина Александровна Терентьева.

Тьютор – доцент кафедры психологии личности и профессиональной деятельности Анастасия Игоревна Власенко.

Направления работы Центра:

1. Организационно-нормативное обеспечение заключается в создании новых и внесении изменений в локальные и нормативные акты Университета; обновлении версии официального сайта Университета для слабовидящих; размещении информации о наличии условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте ПГУ; мониторинге организации инклюзивного образования в ПГУ.

2. Кадровое обеспечение состоит в проведении инструктажа с ППС ПГУ по обеспечению условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи; проведении курсов повышение квалификации для сотрудников ПГУ по программе повышения квалификации «Актуальные проблемы инклюзивного образования в образовательной практике вуза» (72 часа).

3. Профессиональная ориентация и работа с абитуриентами направлена на психологические исследования обучающихся с ОВЗ и инвалидов первого курса; проведение просветительского мероприятия «Я – лидер» с выпускниками ПГУ; анкетирование школьников старших классов с инвалидностью и ОВЗ г. Пятигорска (мониторинг образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью); проведение Виртуального Дня открытых дверей и т.д.

4. Создание безбарьерной среды предполагает обеспечение доступности зданий. В этом направлении ведется постоянное совершенствование доступности прилегающей территории, входных путей и путей перемещения внутри зданий; оборудуются специальные места в библиотеке и т.д.

5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает мониторинг и составление планов закупок необходимого оборудования для обучающихся с различными нозологиями.

6. Адаптация образовательных программ и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса осуществляется посредством включения в вариативную часть образовательных программ специализированных адаптационных дисциплин (модулей) «Психология личностного роста» и «Психология уверенного поведения»; подготовки учебно-методических материалов для текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой государственной аттестации и проведения практик. В рабочие программы и учебно-методические комплексы по каждой дисциплине включен раздел «Организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», где отражены возможности преподавания данной дисциплины обучающимся с инвалидностью и ОВЗ.

7. Организация образовательного процесса с применением электронного ресурса и дистанционных образовательных технологий. В данном направлении ведётся работа над созданием доступных ЭО и ЭС для пользователей с различными нозологиями.

8. Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение: ежегодно утверждается и реализуется план заседаний психолого-педагогического и социального консилиума по работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Деятельность консилиума направлена на осуществление диагностики развития, обучения и адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, коррекцию имеющихся недостатков, развитие обучающихся, консультирование и просвещение всех участников образовательного процесса в решении задач инклюзивного образования. Сотрудники Центра совместно с кафедрой физической культуры и спорта реализуют программу развития адаптивной физической культуры и спорта в ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», которая направлена на создание и совершенствование условий для физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью средствами адаптивной физической культуры и спорта в ФГБОУ ВО «ПГУ».

9. Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ включает в себя реализацию программы по трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сотрудниками Ресурсного центра инклюзивного образования совместно с Центром профориентации, содействия занятости, трудоустройству студентов и организации связи с выпускниками ПГУ проводится работа по взаимодействию и сотрудничеству с работодателями, службами занятости населения, реализовываются меры по профессиональной ориентации молодых инвалидов и оказанию помощи при их последующем трудоустройстве.

В октябре 2017 года Ресурсный центр инклюзивного образования ПГУ вступил в сетевое взаимодействие с РУМЦ СКФУ и ещё 10 вузами СКФО и подписал соглашение о сотрудничестве с ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» в целях развития инклюзивного образования и обеспечения доступности высшего образования для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно Ректором утверждается совместная «Дорожная карта» взаимодействия с РУМЦ по повышению доступности и качества высшего образования для студентов с инвалидностью и ОВЗ.

В 2020 году РЦИО был реструктурирован, в штат вуза введена должность специального психолога, тьютора, социального педагога. В начале каждого учебного года Ректор ПГУ утверждает План мероприятий ресурсного центра инклюзивного образования по развитию инклюзивного образования в ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»

 


В целях реализации государственной политики в области образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предполагающей возможность получения этой категорией граждан полноценного высшего образования, приобретения такой специальности, которая дает возможность человеку стать равноправным членом общества, в сентябре 2017 года на базе кафедры психологии личности и профессиональной деятельности ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» был создан Ресурсный центр инклюзивного образования.

В октябре 2017 года Ресурсный центр инклюзивного образования ПГУ вступил в сетевое взаимодействие с РУМЦ СКФУ и ещё 10 вузами СКФО и подписал соглашение о сотрудничестве с ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» в целях развития инклюзивного образования и обеспечения доступности высшего образования для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Ректором был утверждена совместная «Дорожная карта» взаимодействия с РУМЦ по повышению доступности и качества высшего образования для студентов с инвалидностью и ОВЗ на 2017 год.

В рамках диагностической работы в 2017 году сотрудниками Центра:

- была разработана, реализована, проанализирована и обсуждена анкета исследования удовлетворённости обучающихся с особыми потребностями, условиями организации образовательной деятельности в вузе и её результаты;

- проведено диагностическое исследование обучающихся с особыми потребностями первого курса;

- в ноябре 2017 совместно с РУМЦ по предлагаемым анкетам был проведён мониторинг образовательных потребностей абитуриентов с особыми потребностями;

- был осуществлён мониторинг трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью.

В рамках консультативной деятельности в 2017 году сотрудниками Центра:

- были проведены мероприятия в Институтах и Высших школах;

- с октября по декабрь 2017 проводились индивидуальные консультации по содействию в трудоустройстве;

- в ноябре 2017 сотрудниками Центра организованы презентации и встречи работодателей с обучающимися с особыми потребностями старших курсов («Неделя психологии», встреча студентов-психологов со специалистом МЧС).

В 2017 году образовательная и просветительская деятельность заняли особое место в функционировании Ресурсного центра инклюзивного образования:

- более 400 сотрудников Университета повысили профессиональную компетентность в области инклюзивного образования. Из них 41 человек прошли повышение квалификации «Проектирование инклюзивного образовательного пространства в вузе» и «Инклюзивная политика и инклюзивная практика в вузе» по 72 часа с последующей выдачей Удостоверений о повышении квалификации;

- в период с 25 сентября по 2 ноября 2017 года проведен комплекс просветительских мероприятий в рамках проекта «Я - лидер». В проекте приняли участие обучающиеся выпускных курсов всех Институтов и Высших школ;

- 25 ноября 2017 года в Пятигорском государственном университете состоялся Виртуальный день открытых дверей, на котором сотрудники Центра информировали абитуриентов об инклюзивном образовании в вузе;

- в ноябре 2017 сотрудники РЦИО приняли участие в вебинаре «Создание специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ в вузе», организованный специалистами РУМЦ;

- в ноябре 2017 сотрудники РРЦИО приняли участие в вебинаре «Использование реабилитационного потенциала социокультурной среды вуза для социальной адаптации обучающихся с ОВЗ».

Для выявления и разработки мер по развитию потенциальных возможностей обучающегося с особыми потребностями в 2017 году сотрудники Ресурсного центра инклюзивного образования:

- с сентября по ноябрь 2017 провели тренинг «Мечта-цель-результат» для развития психологических свойств и процессов обучающихся с особыми потребностями, способствующих работе в команде, развитию креативного мышления и овладению основами проектной деятельности;

- с октября по декабрь 2017 был проведен тренинг-семинар адаптации и стрессоустойчивости учащихся 1 курса с ОВЗ и инвалидностью для повышения уровня стресоустойчивости и адаптации к новым условиям в вузе;

- в ноябре 2017 разработаны рекомендации по формированию необходимых профессиональных компетенций в рамках образовательной программы по результатам диагностическое исследование обучающихся с с особыми потребностями первого курса;

- в ноябре 2017 по результатам психодиагностического исследования обучающихся с особыми потребностями 1 курса разработаны индивидуальные психолого-педагогические рекомендации, проведены профориентационные консультации, мастер-класс «Техники организации времени»;

- в декабре 2017 размещена информация о наличии условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте ПГУ;

- в декабре 2017 сотрудники Центра приняли участие в вебинаре «Организационно-методические аспекты постдипломного сопровождения выпускников вузов с инвалидностью и ОВЗ», который проводился специалистами РУМЦ;

- в декабре 2017 сотрудники РЦИО приняли участие в III Международном Интернет-симпозиуме «Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве»;

- в декабре 2017 сотрудники РЦИО приняли участие Межрегиональном форуме «Инклюзивное образование в вузе: реалии и траектории развитии» с докладом «Системный подход к формированию инклюзивной культуры в вузе».

В декабре 2017 года приказом Ректора ФГБОУ ВО «ПГУ» был создан психолого-педагогический и социальный консилиум (ППСК) по работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, под руководством проректора по академической политике, контролю качества образования и информатизации Гранкина Ю.Ю. В состав ППСК включены представители всех Институтов и Высших школ в лице заместителей директоров по воспитательной работе, сотрудники Ресурсного центра инклюзивного образования ПГУ, Управления по формированию социальных компетенций, гражданскому воспитанию, подготовке выпускников к трудоустройству и будущей карьере ПГУ, врач-терапевт санатория-профилактория «Ореховая роща», представитель Совета обучающихся ПГУ и Представитель Совета студентов и аспирантов ПГУ. Деятельность консилиума направлена на осуществление диагностики развития, обучения и адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, коррекцию имеющихся недостатков, развитие обучающихся, консультирование и просвещение всех участников образовательного процесса в решении задач инклюзивного образования. Ежегодно в соответствии со Стратегией развития Университета и задачами по реализации инклюзивной политики составляется и утверждается план заседаний консилиума.

В феврале 2018 РЦИО заключил соглашения о сотрудничестве с Пятигорской городской организацией Ставропольской краевой организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ), Пятигорским местным отделением Всероссийского общества слепых (ВОС), Ставропольским региональным отделением Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» (ВОГ).

В 2018 году Центр провел активную деятельность по трудоустройству выпускников с особыми потребностями:

- в марте 2018 состоялся мастер-класс «Составление резюме и успешное прохождение собеседования» по содействию трудоустройству выпускников с особыми потребностями;

- в мае 2018 разработан на сайте вуза специальный раздел для лиц с особыми потребностями;

- в мае 2018 проведено 1 межведомственное совещание в рамках мероприятия «Ярмарка вакансий 2018» по вопросам обеспечения занятости и социального включения лиц с особыми потребностями;

- в июне 2018 сотрудники Центра, ЦпТСиВ и обучающиеся ФГБОУ ВО «ПГУ» приняли участие в креатив-проекте по содействию трудоустройству обучающихся с особыми потребностями «Ключи жизненного успеха», организованному ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет».

В рамках диагностической работы в 2018 году сотрудниками Центра:

- была обновлена, апробирована, и обсуждена анкета исследования удовлетворённости обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью условиями организации образовательной деятельности в вузе и её результаты;

- проведено психодиагностическое исследование обучающихся с особыми потребностями первого курса;

- подготовлена аналитическая записка о контингенте обучающихся с особыми потребностями ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» на 01.09.2018 г., куда входила информация о кодах направления подготовки, названия направлений подготовки /специальности и количество обучающихся;

- проведён мониторинг среди выпускников с особыми потребностями посредством анкеты «Трудоустройство выпускников вузов с ОВЗ и инвалидностью», в котором приняли участие все выпускники в количестве 11 человек;

- разработана «Оценочная карта доступности образовательной организации высшего образования для лиц с инвалидностью»;

- разработана и проведена «Анкета благополучия» со всеми обучающимися вуза с особыми потребностями, обобщены результаты и предложены конструктивные рекомендации;

- проведён мониторинг образовательных условий абитуриентов с особыми потребностями.

В рамках консультативного направления в 2018 году сотрудниками Центра:

- организованы и проведены информационно-консультативные мероприятия со всеми обучающимися, имеющими особые образовательные потребности в Институтах и Высших школах ПГУ;

- организованы и проведены по запросу обучающихся индивидуальные консультации по содействию в трудоустройстве;

- проведены по запросу индивидуальные консультации и обучающие занятия, связанные с вопросами адаптации к образовательным условиям вуза;

- организованы презентации и встречи работодателей с обучающимися-выпускниками, имеющие особые потребности («Неделя психологии», встреча студентов-психологов со специалистом МЧС).

В области просветительской работы в 2018 году были проведены следующие мероприятия: участие в вебинаре «Организационно-методические аспекты постдипломного сопровождения выпускников вузов с инвалидностью и ОВЗ», а также организован и проведен Инклюзивный марафон «Реализация инклюзивных практик в высшем образовании: опыт и перспективы» на базе ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет». Он был проведён в рамках сотрудничества с вузами СКФО по обеспечению инклюзивного образования в высшей школе. Для презентации условий инклюзивного образования в ПГУ был подготовлен фильм, демонстрирующий наличие доступной образовательной среды вуза для обучающихся с особыми потребностями. Кроме того, обучающиеся с особыми потребностями приняли участие в форуме «Молодой специалист», который состоялся на базе ПГУ и был направлен на успешное трудоустройство будущих выпускников.

Сотрудники Центра приняли участие в вебинаре «Формирование инклюзивной культуры у участников образовательного процесса в вузе»; во Всероссийском сетевом конкурсе студенческих проектов «Профессиональное завтра» в номинации «Эссе «Почему я ценный и полезный работник: 10 аргументов»« студенты с особыми потребностями ПГУ Канаева Берта Ильинична и Дзугкоева Глория Владимировна (н/р Э.Г. Тен) с проектом «Нет преград для получения работы, если ты борешься за свою ценность».

Кроме того, под руководством Центра организовано и проведено обучение волонтеров для работы с лицами с инвалидностью и ОВЗ «Школа бифрендинга», которые приняли участие в очном семинаре дополнительной профессиональной программы и получили сертификаты 3 сотрудника волонтерского центра (Елагина А.А. (1 к. маг. ИПиМ (ПОЛО)), Евглевская Е.К. (ИПиМ) и Фадеев М.Б.(ИРГЯиГТ бак. ТиП: исп.);

В рамках реализации мероприятий, направленных на успешное трудоустройство выпускников из числа лиц с особыми потребностями, сотрудники Центра и обучающиеся ПГУ с особыми потребностями приняли участие в работе биржи «Работа моей мечты».

26 апреля 2018 был проведён День открытых дверей для обучающихся с особыми потребностями, включавший знакомство с образовательными программами вуза, с технологиями и методиками обучения, обсуждение возможностей и особенностей приема в этом году.

Среди важных достижений работы ППСК в 2018 году необходимо отметить:

- создан авторский диагностический и коррекционный инструментарий для работы с обучающимися с особыми потребностями;

- разработаны учебно-методические материалы для обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью;

- подготовлены и переданы в Высшие школы и Институты ПГУ методические рекомендации для преподавателей по работе с обучающимися с ОВЗ инвалидностью;

- сформирована и закреплена в нормативных документах вуза (постановления Ученого совета, приказы, положения и др.) система развития инклюзивного образования в вузе.

 

В 2019 году сотрудники Центра приняли участие в проведении Дня открытых дверей, который состоялся 16 февраля 2019 в ПГУ.

Была продолжена работа по повышению уровня квалификации сотрудников университета: получен диплом о профессиональной переподготовки в области специальной психологии и коррекционной педагогики, повысили профессиональную компетентность по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации «Переход на ФГОС ВО 3++: готовимся к 1 сентября 2019 г.» в рамках модуля 4. Как обеспечить качество обучения студентов с ОВЗ и инвалидов в условиях перехода на ФГОС 3++ - 16 часов, продолжительностью обучения с 4 марта 2019 г. по 12 марта 2019 г.).

Сотрудники Центра приняли участие в итоговом совещании вузов-партнеров РУМЦ на базе Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова в целях дальнейшей координации обеспечения инклюзивного образования высшей школы в СКФО. А также совместно с обучающимися Университета приняли участие в мастер-классе по арт-терапии «Тестопластика и вариабельное искусство». Мастер-класс прошёл в рамках Всероссийского молодёжного фестиваля искусств на Кавказских Минеральных Водах «КЛЮЧ» под руководством доцента кафедры ДАиДПИ Я.Н. Лапиной (ВШДиА). Кроме того, профессиональный коллектив Центра принял участие в вебинаре «Организация профориентационной работы с абитуриентами с ОВЗ в период приёмной кампании».

Достижения работы Ресурсного центра инклюзивного образования ПГУ были опубликованы в газете «Академия» (еженедельник науки и образования Юга России) при поддержке управления имиджевой и информационной политики, связей с общественностью и организационных вопросов ПГУ. Публикация вышла в №1 (817) от 13.01.2019.

В области сопровождения учебного процесса в 2019 году сотрудники Центра провели работу по:

- обеспечению направлений подготовки ПГУ адаптированными модулями (рабочими программами и аннотациями);

- информированию обучающихся с особыми потребностями во всех Институтах/Высших школах о возможности предоставления специальных условий обучения и созданию для них адаптированных программ;

- проведение инструктажа с новыми ППС и сотрудниками ПГУ по работе с обучающимися с особыми потребностями.

В целях развития потенциальных возможностей обучающихся с особыми потребностями в течение 2019 года сотрудниками Центра были организованы и проведены:

- тренинг «Мечта-цель-результат» для развития психологических свойств и процессов обучающихся с особыми потребностями, способствующих работе в команде, развитию креативного мышления и овладению основами проектной деятельности;

- тренинг-семинар адаптации и стрессоустойчивости учащихся 1 курса особыми потребностями для повышения уровня стресоустойчивости и адаптации к новым условиям в вузе;

- коррекционно-обучающие занятия по формированию необходимых профессиональных компетенций в рамках образовательной программы по результатам диагностическое исследование обучающихся с особыми потребностями первого курса;

- профориентационные консультации, мастер-класс «Техники организации времени»;

- мастер-класс «Составление резюме и успешное прохождение собеседования» по содействию трудоустройству выпускников с особыми потребностями;

27 ноября по инициативе администрации города-курорта Железноводска в рамках государственной программы «Доступная среда» на базе стадиона «Спартак» г. Железноводск, состоялся первый на территории СКФО спортивный Фестиваль «Доступный мир спорта» для лиц с ограниченными возможностями здоровья, посвященный Международному дню инвалидов. Цель данного мероприятия – привлечение обучающихся с особыми потребностями высших и средне-специальных учебных заведений к систематическим занятиям физической культурой и спортом, ознакомление с утверждёнными Министерством спорта Российской Федерации Государственными требованиями комплекса ГТО для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Среди важных достижений работы ППСК и РЦИО ПГУ в 2019 году необходимо выделить следующие:

- создание целостной и комплексной системы по обеспечению образовательных условий и психолого-педагогического сопровождения инклюзивного обучения обучающихся с особыми потребностями;

- возможность планомерной социокультурной реабилитации и содействия в трудоустройстве выпускников с особыми потребностями;

- содействие в создании условий для беспрепятственного доступа лицам с особыми потребностями к получению образовательной услуги на территории университета;

- развитие информационно-образовательной сети для обучающихся с особыми потребностями и оказание консультативно-технической и методической поддержки созданной сети;

- возможность планомерной профессиональной ориентации с абитуриентами с особыми потребностями с учетом различных нозологий.

- обновление диагностического и коррекционного инструментария для НПР и сотрудников Университета;

- обновлены учебно-методические материалы для обучающихся с особыми потребностями;

- обновлены методические рекомендации для преподавателей по работе с обучающимися с особыми потребностями.

В 2020 году РЦИО был реструктурирован, в штат вуза введена должность специального психолога, тьютора, социального педагога.

В области организационно-нормативного обеспечения в 2020 году сотрудниками Центра:

- было создано новое Положение об организации образовательной деятельности для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории ФГБОУ ВО «ПГУ»;

·- внесены изменений в Положение об организации обучения инвалидов и лиц с ОВЗ на базе ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» и Положение о деятельности ресурсного центра инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»;

·- обновлена информация об инклюзивном образовании и РЦИО на сайте Университета.

В области кадрового обеспечения в 2020 году:

- руководителем Центра проведены курсы повышение квалификации для НПР ПГУ «Актуальные проблемы инклюзивного образования в образовательной практике вуза» (72 часа, 07-18.12.2020);

- сотрудники Центра прошли обучение по программе профессиональной переподготовки «Прикладной анализ поведения (АВА-терапия): коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ» (260 часов).

- тьютор Центра прошла обучение по программе «Подготовка региональных экспертов конкурсов профессионального мастерства «АБИЛИМПИКС» с последующей выдачей Удостоверения о повышении квалификации на 72 часа;

- сотрудники Центра приняли участие в онлайн-семинаре «Инклюзия в образовании», который проводила Федерация психологов образования России.

В области профессиональной ориентации и работе с абитуриентами в 2020 году сотрудники Центра совместно с Психологической службой ПГУ провели психологические исследования обучающихся с особыми потребностями первого курса, а также приняли участие в межвузовском Виртуальном Дне открытых дверей 04.12.2020 г.

В течение всего 2020 года проводились работы по созданию и совершенствованию безбарьерной среды в Университете и прилегающей к нему территории: оборудованы дополнительны специальные места в ИИЯМТ; для обучающихся с особыми потребностями приспособлена санитарно-гигиеническая комната на первом этаже КМА.

В 2020 году сотрудники Центра провели работу по адаптации образовательных программ и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

·- подготовлены обновления учебно-методических материалов для текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой государственной аттестации и проведения практик: в рабочие программы по каждой дисциплине включен раздел «Организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», где отражены возможности преподавания данной дисциплины обучающимся с особыми потребностями;

·- разработана и внедрена система информирования обучающихся с особыми потребностями во всех Институтах/Высших школах о возможности предоставления специальных условий обучения и созданию для них адаптированных программ.

В 2020 году в связи со сложной эпидемиологической ситуацией сотрудники Центра вели свою профессиональную деятельность с применением электронного ресурса и дистанционных образовательных технологий. По всем возникающим вопросам у обучающихся с особыми потребностями сотрудники Центра работали в режиме on-line.

В начале учебного года был подготовлен и обсуждён план 19-ти мероприятий РЦИО с Институтами/Высшими школами Университета по реализации инклюзивного образования и успешного включения обучающихся с особыми потребностями в образовательный процесс на 2020-2021 учебный год.

В 2020 году в рамках подготовки ко дню открытых дверей была разработана презентация об инклюзивном образовании в ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет».

В декабре 2020 года в России состоялся III Всероссийский сетевой конкурс студенческих проектов «Профессиональное завтра». Конкурс проводился при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации сетью Ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) вузов России при участии всех вузов России. При поддержки сотрудников Центра, Институтов и Высших школ пять студентов ПГУ представляли ПГУ и стали победителями первого (заочного) этапа. Студентка магистратуры Института переводоведения и многоязычия Берта Канаева (2 курс) заняла третье место в III Всероссийском сетевом конкурсе студенческих проектов «Профессиональное завтра», лучший результат среди студентов вузов СКФО в номинации Эссе «Почему я ценный и полезный работник: 10 аргументов».

По итогам прошедшего года сотрудники РЦИО принимали участие в специализированных мероприятиях, а также сопровождали и курировали ряд мероприятий ФГБОУ ВО «ПГУ», в рамках которых реализовывалось обеспечение обучающихся с особыми потребностями по разным направлениям деятельности. Особо необходимо отметить ежегодное участие обучающихся Университета в региональном этапе Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс» в Северо-Кавказском федеральном университете. Чемпионат призван найти и поддержать талантливую молодежь из числа людей с инвалидностью или ОВЗ, развить профессиональное мастерство, содействовать трудоустройству выпускников и молодых специалистов с инвалидностью или ОВЗ, стимулировать дальнейший профессиональный и личностный рост.

Положение о деятельности ресурсного центра инклюзивного образования ФГБОУ ВО «ПГУ»

Номер документа: 254
Дата утверждения: 30.09.2020

План мероприятий ресурсного центра инклюзивного образования по развитию инклюзивного образования в ФГБОУ ВО "ПГУ" на 2021-2022 учебный год

Номер документа: б/н
Дата утверждения: 22.09.2021

Паспорт доступности корпусов ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" (объектов социальной инфраструктуры) для инвалидов и предоставляемых услуг

Номер документа: б/н
Дата утверждения: 29.11.2019

Паспорт доступности корпусов ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" (объектов социальной инфраструктуры) для инвалидов и предоставляемых услуг

Номер документа: б/н
Дата утверждения: 29.11.2019

Паспорт доступности корпусов ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" (объектов социальной инфраструктуры) для инвалидов и предоставляемых услуг

Номер документа: б/н
Дата утверждения: 29.11.2019

Паспорт доступности корпусов ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" (объектов социальной инфраструктуры) для инвалидов и предоставляемых услуг

Номер документа: б/н
Дата утверждения: 29.11.2019

Паспорт доступности корпусов ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" (объектов социальной инфраструктуры) для инвалидов и предоставляемых услуг

Номер документа: б/н
Дата утверждения: 29.11.2019

Паспорт доступности корпусов ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" (объектов социальной инфраструктуры) для инвалидов и предоставляемых услуг

Номер документа: б/н
Дата утверждения: 29.11.2019

Паспорт доступности корпусов ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" (объектов социальной инфраструктуры) для инвалидов и предоставляемых услуг

Номер документа: б/н
Дата утверждения: 29.11.2019

Паспорт доступности корпусов ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" (объектов социальной инфраструктуры) для инвалидов и предоставляемых услуг

Номер документа: б/н
Дата утверждения: 29.11.2019

Паспорт доступности корпусов ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" (объектов социальной инфраструктуры) для инвалидов и предоставляемых услуг

Номер документа: б/н
Дата утверждения: 29.11.2019

Паспорт доступности корпусов ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" (объектов социальной инфраструктуры) для инвалидов и предоставляемых услуг

Номер документа: б/н
Дата утверждения: 29.11.2019

Паспорт доступности корпусов ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" (объектов социальной инфраструктуры) для инвалидов и предоставляемых услуг

Номер документа: б/н
Дата утверждения: 29.11.2019

Паспорт доступности корпусов ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" (объектов социальной инфраструктуры) для инвалидов и предоставляемых услуг

Номер документа: б/н
Дата утверждения: 29.11.2019

Паспорт доступности корпусов ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" (объектов социальной инфраструктуры) для инвалидов и предоставляемых услуг

Номер документа: б/н
Дата утверждения: 29.11.2019

Паспорт доступности корпусов ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" (объектов социальной инфраструктуры) для инвалидов и предоставляемых услуг

Номер документа: б/н
Дата утверждения: 29.11.2019

Паспорт доступности корпусов ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" (объектов социальной инфраструктуры) для инвалидов и предоставляемых услуг

Номер документа: б/н
Дата утверждения: 29.11.2019

Положение "Об организации образовательной деятельности для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории ФГБОУ ВО "ПГУ""

Номер документа: 252
Дата утверждения: 30.09.2020