Кафедра межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания

Кафедра межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания образована 01 июня 2014 путем объединение кафедр педагогики и теории и методики обучения межкультурной коммуникации.

Приоритетными задачами кафедры являются:

– инноватизация учебно-методической деятельности, повышение качества образования;

– прорыв в научно-исследовательской работе, создание интеллектуальных продуктов, востребованных образовательной практикой;

– повышение публикационной активности членов кафедры.

Заведующий кафедрой – Барышников Николай Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный профессор ПГУ, действительный член Международной Академии наук педагогического образования; член редакционной коллегии журнала «Иностранные языки в школе», научно-методического журнала «Acta Polono-Ruthenica" Варминско-Мазурского университета в г. Ольштыне, журнала «Многоязычие в образовании» Удмуртского государственного университета (г. Ижевск); член экспертного совета ВАК по педагогике и психологии при Министерстве науки и высшего образования РФ; член российского Общества словесности; член РОПРЯЛ.

За большие достижения в научной и образовательной деятельности Н.В. Барышников награжден высокими государственными наградами, а также знаком отличия Ставропольского края и города-курорта Пятигорска.

Указом президента РФ от 02 октября 1999 г. Н.В. Барышникову присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы РФ».

Указом президента РФ от 14 июня 2010 г. Н.В. Барышников награжден Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Ведомственные награды

Отличник народного просвещения.

Награда Министерства науки и высшего образования РФ «Медаль К.Д. Ушинского «За заслуги в области образования».

Знаки отличия Ставропольского края и г. Пятигорска

Медаль Ставропольского края «За доблестный труд», медаль «За заслуги перед Пятигорском».

Свидетельства признания заслуг в области науки и образования профессора Н.В. Барышникова

- Кавалер французского Ордена академических пальм.

- Член редакционной комиссии журнала ««Польская русистика» (Польская Республика).

- Обладатель медали «За заслуги перед Томским государственным университетом».

- Обладатель медали «За заслуги перед Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина».

Н.В. Барышников разработал новые научные направления в отечественной методике обучения иностранным языкам: 1) этническая лингводидактика, исследующая проблемы обучения иностранным языкам в условиях этнического разнообразия, поликультурности и многоязычия; 2) мультилингводидактика как дидактика многоязычия.

Он является научным руководителем отделения многоязычия ПГУ, на котором студенты изучают последовательно и одновременно четыре иностранных языка. Н.В. Барышников – автор более 180 научных работ.

История становления и развития научных школы 44.06.01 - Образование и педагогические науки, направленности: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки).

Аспирантура по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования функционирует почти 40 лет, с 1980 года.

7 июля 1939 г. Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР в г. Пятигорске педагогическое училище реорганизовано в педагогический и учительский институт как самостоятельное высшее учебное заведение с тремя факультетами: физико-математический, исторический и русского языка и литературы.

С первого дня работы вуза были образованы кафедры педагогики и психологии. В 1969 году кафедра разделена на две самостоятельные: педагогики и психологии.

С 2014 года кафедры педагогики и методики преобразованы в кафедру межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания.

История становления и развития научной школы 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки):

Аспирантура в ПГУ по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) функционирует с 1969 года. В тот период времени аспирантами руководил заведующий кафедрой методики обучения иностранным языкам канд. пед. наук, доцент Б.Д. Лемперт. Аспирантура вновь возобновила свою деятельность с приходом на кафедру Н.В. Барышникова, по инициативе которого была фактически заново открыта аспирантура в 1993 году. В 2003 году на кафедре открыта докторантура по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки). За этот период времени аспирантура функционировала весьма результативно, под руководством доктора пед. наук, профессора Н.В. Барышникова защищено кандидатских диссертаций – 50, докторских – 5.

Бывшие аспиранты и соискатели успешно преподают иностранные языки в высших учебных заведениях Москвы, Ставрополя, Армавира, Ейска, Новороссийска, Пятигорска, Нальчика, Махачкалы, Владикавказа, др. городов страны. Среди выпускников аспирантуры имеется целая когорта, занимающих высокие должности в ПГУ: кандидат пед. наук, профессор А.В. Вартанов является проректором по управлению развитием инновационной среды, коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и региональному взаимодействию, доктор пед. наук, профессор А.М. Акопянц является директором Института иностранных языков и международного туризма, кандидат пед. наук, доцент Е.Н. Пронченко является директором ИРГЯИГТ, кандидат пед. наук, доцент И.Д. Ибрагимов – директор института переводоведения, русистики и многоязычия, кандидат пед. наук, доцент М.А. Бодоньи – доцент Кубанского государственного университета; кандидат пед. наук, доцент О.Е. Иванова – заместитель директора ИПРиМ по многоязычию. Последователи Н.В. Барышникова проводят исследования по актуальным проблемам обучения межкультурной коммуникации, формирования иноязычной коммуникативной компетенции в заданных условиях, теоретического обоснования рациональной методики обучения иностранным языкам и культурам. Кандидат пед. наук, профессор А.В. Вартанов разрабатывает концепцию профессиональной подготовки учителя многоязычия. О.Е. Иванова исследует проблемы дидактики многоязычия.

С 2022 г. подготовка аспирантов осуществляется в Департаменте.

Несомненным достижением кафедры является проведение в течение почти четверти века Лемпертовских чтений в формате международного научно-методического Симпозиума. Очередные XXIV Лемпертовские чтения состоятся 19-20 мая 2022 года. Материалы Лемпертовских чтений публикуются в виде коллективной монографии. Общий объем публикаций составляет более 400 п.л.:

1998 г. Лемпертовские чтения – 0. «Актуальные проблемы отечественной методики обучения иностранным языкам: история и современность»;

1999 г. Лемпертовские чтения – I «Новые технологии обучения иностранным языкам: опыт ПГЛУ»;

2000 г. Лемпертовские чтения – II «Когнитивная парадигма»;

2001 г. Лемпертовские чтения – III «Многоязычие Северного Кавказа и проблемы этнолингводидактики. Теория и практика обучения иностранным языкам на пороге XXI столетия»;

2002 г. Лемпертовские чтения – IV «Теория и практика преподавания иностранных языков и культур в различных условиях.

2003 г. Лемпертовские чтения – V «Преподавание иностранных языков и культур: лингводидактическая теория – методический инструментарий»;

2004 г. Лемпертовские чтения – VI «Преподавание иностранных языков и культур: теоретические и прикладные аспекты»;

2005 г. Лемпертовские чтения – VII Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения»;

2006 г. Лемпертовские чтения – VIII «Обучение иностранным языкам и культурам: дискуссионные и нерешенные вопросы»;

2007 г. Лемпертовские чтения – IX «Языки и культуры народов мира в лингводидактической парадигме»;

2008 г. Лемпертовские чтения – X «Преподавание иностранных языков и культур в начале XVI столетия: инновации и традиции»;

2009 г. Лемпертовские чтения – XI «Тенденции реформирования методики обучения иностранным языкам»;

2010 г. Лемпертовские чтения – XII «Инновационные векторы методики обучения иностранным языкам и культурам»;

2011 г. Лемпертовские чтения – XIII «Теория и практика обучения иностранным языкам в контексте реалий болонского процесса»;

2012 г. Лемпертовские чтения – XIV «Дидактика языков и культур: актуальные проблемы и их инновационные решения»;

2013 г. Лемпертовские чтения – XV «Современные теории обучения иностранным языкам и культурам и критерии их валидности»;

2014 г. Лемпертовские чтения – XVI «Иностранные языки в современном образовании: парадигмы исследования и модели обучения»;

2015 г. Лемпертовские чтения – XVII «Инновационные концепции и практики обучения иностранным языкам и культурам»;

2016 г. Лемпертовские чтения – XVIII «Традиции и инновации в обучении иностранным языкам и культурам»;

2017 г. Лемпертовские чтения – XIX «Лингводидактические проблемы формирования иноязычных компетенций»;

2018 г. Лемпертовские чтения – XX «Дидактика языков и культур: проблемы, поиски, решения»;

2019 г. Лемпертовские чтения – XXI «Актуальные проблемы формирования у обучающихся иноязычных компетенций в различных условиях»;

2020 г. Лемпертовские чтения – XXII «Теория и практика обучения иностранным языкам и культурам: достижения, проблемы, перспективы».

2021 г. Лемпертовские чтения – XXIII «Конвергенция и дивергенция лингводидактической теории и практики обучения иностранным языкам и культурам».

Кафедра является соисполнителем международного проекта в сетевом взаимодействии «Инновационный менеджмент в мультилингвальном образовании» - координатор Удмуртский государственный университет, руководитель проекта Т.И. Зеленина, доктор филологических наук, профессор

Кафедра межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания образована 01 июня 2014 путем объединение кафедр педагогики и теории и методики обучения межкультурной коммуникации.

Приоритетными задачами кафедры являются:

  • инноватизация учебно-методической деятельности, повышение качества образования;

  • прорыв в научно-исследовательской работе, создание интеллектуальных продуктов, востребованных образовательной практикой;

  • повышение публикационной активности членов кафедры.

Положение о кафедре ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»

Номер документа: 176
Дата утверждения: 20.02.2019

Учебники

Барышников Н.В. Основы профессиональной межкультурной коммуникации: учебник. - 2-е изд, перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 348 с.

Монографии

Лингводидактические проблемы формирования иноязычных компетенций: коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума Лемпертовские чтения – XIX. – Пятигорск, 2017.

Дидактика языков и культур: проблемы, поиски, решения: коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума Лемпертовские чтения – XX». Пятигорск, 2018.

Актуальные проблемы формирования у обучающихся иноязычных компетенций в различных условиях: коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения – XXI». – Пятигорск, 2019.

Барышников Н.В. Профессиональная межкультурная коммуникация (монография). Пятигорск, 2010. – 264 с., 16,5 п.л.                   

Барышников Н.В. Основы профессиональной межкультурной коммуникации. - М.: Вузовский учебник: Инфра-М., 2013. – 368 с.

Барышников Н.В., Богдан Н.А. Социобикультурная иноязычная компетенция школьника (монография). - М.: Вузовский учебник:ИНФРА-М, 2015. – 222 с. - 16,65.

Барышников Н.В., Нефедов О.В. Рациональная методика обучения иностранным языкам (монография). - Пятигорск: ПГУ, 2016 . – 124 с. 7,75 п.л.

Барышников Н.В., Зюкова А.С. Иноязычная читательская компетенция студентов-нелингвистов (лингводидактические аспекты) (монография). - Москва: ИНФРА-М, 2019. – 184 с. – (Научная мысль) – DOI 10/12737/monography_5cf0eed912ba08.83804028. - 11,5 п.л.

Лезина В.В., Мархиева М.В., Джанзакова Ш.И. Науковедческий подход как приоритетный в современном исследовании развития этнопедагогики // Коллективная монография «Методология этнопедагогического исследования». Элиста – Москва, 2017.

Лезина В.В., Максименко Е.Ю. Формирование педагогических компетенций у родителей школьников. Пятигорск: ПГЛУ, 2016. 291 с.

Лезина В.В., Мальсагов А.А. Нейродидактика взрослых. Пятигорск: ПГУ, 2017. 185 с.

Лезина В.В., Махиева М.В. Науковедческая интерпретация развития этнопедагогики на современном этапе. Пятигорск: ПГУ, 2018. 196 с.

Лезина В.В. Историко-педагогическая ретроспектива национально-языковой образовательной политики в поликультурном обществе Северного Кавказа. Пятигорск: ПГУ, 2019. 350 с.

Лидак Л.В. Материнская ответственность женщин: психолого – педагогический ресурс: монография. Пятигорск: ПГУ, 2018. – 196 с.

Теория и практика обучения иностранным языкам и культурам: достижения, проблемы, перспективы: коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума «(Лемпертовские чтения – XXII)». - Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2020. – 250 с. – С.207-218.

Лидак Л.В. Педагогика формирования исследовательских компетенций в высшей школе: теория, история, практик: монография. Пятигорск: изд. ПГУ, 2020, 186 с.

Статьи

Baryshnikov N.V., Vartanov A.V. (2018) Ten ‘Whys’ About Intercultural Communication. In: Filchenko A., Anikina Z. (eds) Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations. LKTI 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol 677. Springer, Cham

Барышников Н.В. Виды и стратегии межкультурной коммуникации /Сб. статей по итогам международной научной конференции в Варминско-Мазурском университете в г. Ольштын (Польша) – 2016. – C. 53-60. (Web of Science)

Барышников Н.В. Многоязычный школьник – это реально//Иностр. языки в школе. – 2017. - № 1. – С. 3-8

Барышников Н.В. Язык и культура в лингводидактическом контексте//Язык и культура: сборник статей XXVIII Международной научной конференции (25-27 сентября 2017 г.)//Language and Culture:отв. Ред проф. С.К. Гураль. Томск, 2018. Издательский Дом Томского государственного университета. – С. 3-11 (Web of Science)

Baryshnikov N.V. Enseignement du plurilinguisme aux russophones //Le français dans le monde//Recherches et applications/ N°63 JANVIER 2018 . -Entrées historiques et diversite de l’enseignement du français dans l’espace russophone; Coordonné par Tatiana Zagryazkina. – P.115-124 (Web of Science)

Барышников Н.В., Бернштейн В.Л. Формирование профессиональной коммуникативной межкультурной компетенции: обобщение опыта, поиск методических решений//Язык и культура: научный журнал. - Томск - № 43. – 2018. – С. 136-148 (Web of Science)

Барышников Н.В. Инновационный подход к методической подготовке учителя иностранного языка//Преподаватель XXI век//НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА.- Москва: МПГУ, 2018. - №1. – С. 55-66. - Педагогические науки (13.00.00)

Барышников Н.В., Ржевская А.В. Обучение культуре страны обучаемого языка: цель и метод//Вестник ПГУ. - Пятигорск, 2018. – № № 4 - С. 207-211.

Барышников Н.В. Новые векторы исследования межкультурной коммуникации II Всемирный конгресс в реальном и виртуальном режиме. ЗАПАД-ВОСТОК: ПЕРЕСЕЧЕНИЯ КУЛЬТУР. – Том II. – Научно-практические материалы II Всемирного конгресса в Японии 2019 года. – Япония, Киото, Университет Киото Сангё (2-6 октября 2019 г. – С. 635-639. (Web of Science)

Барышников Н.В., Арутюнян А.М. Компонентный состав иноязычной рецептивной терминологической компетенции как основа ее формирования//Иностранные языки в школе. 2018. - № 7. – С. 2-9

Барышников Н.В. Профессиональная межкультурная коммуникация с акцентом// Язык и культура. – Томск: Томский государственный университет, 2020. - № 49. – С. 175-185. (Web of Science)

Барышников Н.В. Профессиональная межкультурная коммуникация с акцентом // Язык и культура. – Томск: Томский национальный государственный университет, 2020. - № 49. – С. 175-185. (Web of Science)

Барышников Н.В. Обучение многоязычию: от научного замысла к обобщению опыта// Иностр. языки в школе. – 2020. - № 12 - С. 6-12. Импакт фактор журнала 0,3

Барышников Н.В., Твердохлебова И.П. Дидактика многоязычия: трудный путь становления. - 2020. - № 12- С. 2-5.

Барышников Н.В., Багиян А.Ю. Методическая дивергенция в обучении многоязычию//Иностр. языки в школе. - 2020. –№ 12. - С. 13-21.

Барышников Н.В. Некоторые аспекты реинновации концепции обучения иностранным языкам//Вестник МГЛУ. - Образование и педагогические науки. - 2021 г. Выпуск 1 (838). – С. 63-74 (ВАК) (Web of Science).

Барышников Н.В. Лингводидактика и фрактальная педагогика: конвергентные аспекты//Конвергенция и дивергенция лингводидактической теории и практики обучения иностранным языкам и культурам: коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения – 23») – 20-21 мая 2021 г. – Пятигорск: ПГУ, 2021. – С. 14-27 – 268 с.

Барышников Н.В. Концепция межкультурного обучения иностранным языкам и культурам: результаты объективного анализа//Конвергенция и дивергенция лингводидактической теории и практики обучения иностранным языкам и культурам: коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения – 23») – 20-21 мая 2021 г. – Пятигорск: ПГУ, 2021. – С. 28-41.

Барышников Н.В. Стратегическая компетенция профессионала по межкультурной коммуникации: содержание, условия приобретения и искусство владения// Язык и культура. – Томск: Томский государственный университет, 2021. - № 55 – С. 10-21 (Web of Science)

Барышников Н.В. Ошибки в обучение иностранным языкам и пути их упреждения //Шатиловские чтения. Перспективы развития парадигмы иноязычного образования : монография. – СПб. : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. – 541 c. ISBN 978-5-7422-7513-8 doi: 10.18720/SPBPU/2/id21-146

Барышников Н.В. Диалог культур как миф в лингводидактике и культура диалога в межкультурной коммуникативной практике// Взаимодействие языков и культур: от диалога к полилогу: коллективная монография / О. В. Афанасьева, К. М. Баранова, Н. В. Барышников [и др.] ; Отв. ред. Л. Г. Викулова, Е. Г. Тарева. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ВКН", 2021. – 328 с. – С. 277-307. – ISBN 978-5-907086-89-0. – DOI 10.54449/9785907086890.

Барышников Н.В. Агрессивность и ассертивность в межкультурной коммуникации: от черной к белой риторике//Acta Polono-Ruthenica, 2021: Варминско-Мазурский университет в г. Ольштыне (Польша) – XXVI/3. – С. 171-186.

Барышников Н.В. Событие года журнала «Иностранные языки в школе» - научно-методическая конференция памяти А.А. Леонтьева////Иностранные языки в школе . – 2021. - № 12. – С. 85-89.

Bodneva N.A.Human potential and its reproduction using natural-recreational resources as the basis for hotel business and innovative development of socio-economic systems in general. Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. Lecture Notes in Networks and Systems (LNNS, Volume 198). Cham, 2021. С. 1371-1378. (Alekseeva M.A., Botvineva N.Yu., Sribnaya T.A., Savich A.S., Bodneva N.A.) (Web of Science)

Боднева Н.А. Профессиональная этика как эффективный фактор формирования креативной культуры персонала образовательной организации. Перспективы науки. 2021. № 4 (139). С. 120-122. (ВАК)

Боднева Н.А. Роль музейной педагогики в развитии туристско-экскурсионных услуг на КМВ // Язык и культура в эпоху интеграции научного знания и профессионализации образования. Материалы V международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Пятигорск, 2021. С. 80-85. (РИНЦ)

Боднева Н.А.Срибная Т.А. ТЕХНОЛОГИИ ПАРТИЗАНСКОГО И ВИРУСНОГО МАРКЕТИНГА В ТУРИЗМЕ. В сборнике: Университетские чтения – 2021. Материалы научно-методических чтений ПГУ. 2021. С. 127-133. (РИНЦ)

Вартанов А.В., Багиян А.Ю. Многоязычная коммуникативная межкультурная компетенция как базовая категория дидактики многоязычия и ее целевая доминанта// Иностранные языки в школе. -2020. - № 12. – С. 22-28

Вартанов А.В. Система компонентов и внутрисистемные связи многоязычной коммуникативной межкультурной компетенции// Векторы развития контекстного образования: коллективная монография. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2021. С. 212-220.

Барышников Н.В., Вартанов А.В. Лингводидактика и фрактальная педагогика: конвергентные аспекты// Конвергенция и дивергенция лингводидактической теории и практики обучения иностранным языкам и культурам»: коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения - XXIII». - Пятигорск: ПГУ, 2021. - С. 5-14.

Вартанов А.В., Багиян А.Ю. SYSTEMS ACQUISITION IN MULTILINGUAL EDUCATION: THE CASE OF AXIOLOGICALLY CHARGED LEXIS// MODERN STUDIES OF SOCIAL ISSUES. 2021. - № 4. -С. 48-61

Иванова О.Е. Игровые приёмы обучения иноязычной семантической компетенции на основе аффиксальных моделей испанского языка//Традиции и инновации в обучении иностранным языкам и культурам: гармонизация или противоборство? Коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума "Лемпертовские чтения - XVIII". 2016. С. 96-101.

Иванова О.Е. Пропедевтический курс многоязычия для детей младшего школьного возраста// Лингводидактические проблемы формирования иноязычных компетенций коллективная монография по материалам Международного научно-методического симпозиума "Лемпертовские чтения – XIX". 2017. С. 153-158.

Иванова О.Е. Словообразовательные модели как основа формирования многоязычной профессионально-ориентированной компетенции// Дидактика языков и культур: проблемы, поиски, решения Коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения – XX», посвящённого 70-летию доктора педагогических наук, профессора Н.В. Барышникова .2018.- С.175-185

Иванова О.Е. Технологии обучения многоязычному общению// Проблемы формирования у обучающихся иноязычных компетенций в различных условиях: коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума "Лемпертовские чтения - XXI". 2019. 16-17 мая 2019 г. С. 114-121.

Иванова О.Е. К вопросу об обучении финансовой грамотности на уроках английского языка в младших классах// Известия Волгоградского государственного педагогического университета: Издательство: Волгоградский государственный социально-педагогический университет (Волгоград). № 10 (143).- 2019 г.- С.121-126

Иванова О.Е. Приёмы обучения студентов-лингвистов межкультурной коммуникации коллективной монографии по материалам международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения – XXII» «Теория и практика обучения иностранным языкам и культурам: достижения, проблемы, перспективы» (11-12 мая 2020 г.) – Пятигорск, 2020. – С. 164-176

Иванова О.Е. Развитие способности у обучающихся к словотворчеству в обучении нескольким иностранным языкам //Иностранные языки в школе №12. – 2020 г.-С.49-56.

Иванова О.Е., Лавренова Е. Б. Интегрированный подход к обучению английскому языку и формированию финансовой грамотности: опытная модель подготовки к ЕГЭ// Иностранные языки в школе. – 2021. – № 3. – С. 60–67.

Иванова О.Е., Чечель С.В. On the use of American English in preparation for the Unified State Exam in a foreign Language (К вопросу об использовании американского варианта английского языка при подготовке к ЕГЭ по иностранному языку)// Proceedings of the International Conference “Process Management and Scientific Developments” (Birmingham, United Kingdom, May 1, 2021). Part 2 Р. 87-91).

Иванова О.Е. Контроль и оценка сформированности многоязычной межкультурной коммуникативной компетенции у студентов – лингвистов// Конвергенция и дивергенция лингводидактической теории и практики обучения иностранным языкам и культурам : коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума "Лемпертовские чтения - XXIII", 20-21 мая 2021 г. / Министерство науки и высшего образования РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пятигорский государственный университет".– Пятигорск: ПГУ, 2021.– С. 213-224

Лезина В.В. К проблеме исследования проектно-исследовательской культуры // Вестник ПГЛУ, 2016. № 2. С. 225- 230

Lezina V.V. Modern Journal Language Teaching Methods, No 300, AHMADABAD ST., MASHHAD, Iran, 00000.P.125-131 (Web of Science)

Лезина В.В., Борщева Л.И. Дефинитивный статус ключевых понятий, определяющих понятийное поле проектирования в организациях дошкольного образования // Вестник ПГУ2018. №1. С.234-238

Лезина В.В. Методология исследования эволюционирования педагогических знаний // Мир науки, культуры и образования, 2020. №1. С. 119–127 (В соавторстве с Н.С.Кузнецовой) (Статья ВАК).

Лезина В.В. Концептуальные основы исследования историко-педагогического процесса трансляции знаний// Мир науки, культуры и образования, 2020. № 2. С. 123–132 (В соавторстве с Н.С.Кузнецовой) (Статья ВАК).

Лезина В.В. Концептуальное видение нейродидактического парадигмального сдвига в теории обучения // Мир науки, культуры и образования, 2020. № 2. С. 127–132 (В соавторстве с М.Х.Мальсаговой) (Статья ВАК).

Лезина В.В. Развитие творчества у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях национально-региональной среды //Педагогическая наука в Ингушском государственном университете: коллективная монография. Назрань, 2020. C.46–61 (В соавторстве с Л.М.Султыговой, З.А.Мамиевой).

Lezina V.V. Intelligence in the sphere of neurodidactics (Интеллект в зеркале нейродидактики) // Science. Education. Practice/ International University Forum. Toronto. Canada, 2020. P.110–124 (Наука. Образование. Практика //Международный университетский научный форум. Торонто. Канада, 2020. С. 119–124).

Lezina V.V. Neurodidactic learning tecnology of people after 60 years (Нейродидактическая технология обучения людей после 60-ти лет) // Process Management and Scientific Developments // International Conference. Birmingham, United Kingdom, 2020. P.92–100 //Процесс управления и научного развития //Международная конференция. Бирмингем, Великобритания, 2020. C. 92-100

Лидак Л.В. Культура здорового образа жизни как проблема педагогической антропологии.// Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2016. № 2, С.81-88

Лидак Л.В., Теребина П.В. Международная академическая мобильность студентов: теория, методология, практика: монография. – Пятигорск: ПГУ,2017. – 230 с.

Лидак Л.В. Проблемы подготовки студентов педагогических вузов к иновационной деятельности: от теории к практике. Вестник Пятигорского государственного университета, 2018. №1.

Лидак Л.В. Развитие международной академической мобильности студентов: трудности и перспективы. Педагогика. 2018. – С. 91 – 99.

Лидак Л.В. Динамика материнских компетенций беременных женщин в условиях перинатально – психологического центра. // Семья и личность: проблемы взаимодействия. Научный журнал № 16. – 2019: ФГБОУ ВО»АГПУ». - С. 30-40.

Лидак Л.В. Историко–педагогический анализ интеграции информационных технологий в образовательную практику высшей школы // Вестник МГУКИ. – 2020. - № 1(93). – С. 68-76.

Лидак Л.В. Особенности развития исследовательских компетенций бакалавров в условиях информационной среды технического вуза.// Гуманитарные науки. №2 (50). 2020. С. 14-18.

Лидак Л.В. Трансформация идеей Л.С. Выготского в современную образовательную практику. //Проблемы детства в фокусе междисциплинарных исследований: Материалы Второго международного форума «Проблемы детства в фокусе междисциплинарных исследований».-Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)», 2021 С.54 – 56.

Лидак Л.В. Актуализация антропологических идей в культурно – исторической концепции Л.С. Выготского.// Формирование психо – эмоциональной устойчивости личности в условиях современной развивающей среды. Ставрополь: СГПИ. 2021г., С.51 – 60.

Лидак Л.В., Регуш Д.В. Особенности образования во Франции: наблюдения студента и комментарии российского преподавателя. Университетские чтения – 2021. Материалы научно – методических чтений ПГУ. – Пятигорск: ПГУ. 2021. – С. 121 – 125.

Лидак Л.В. Формирование исследовательских компетенций у студентов магистратуры. Университетские чтения – 2021. Материалы научно – методических чтений ПГУ. – Пятигорск: ПГУ. 2021. – С. 126- 128.

Лидак Л.В., Тимошенко Т.А.Совершенствование педагогических компетенций работодателя: от теории к практике. Университетская наука: современные тенденции развития науки, технологий, экономики, педагогики и права. -СКФ ФБОУ ВО «БГТУ им. В.Г. Шухова», 2021. №1(11). - С. 191 -195 (Ринц).

Лидак Л.В., Тимошенко Т.А. Методология антропологического подхода в исследовании волонтерского движения. Университетская наука: современные тенденции развития науки, технологий, экономики, педагогики и права. // СКФ ФБОУ ВО «БГТУ им. В.Г. Шухова», 2021. №2 (12). - С. 163 -166 (Ринц).

Лидак Л.В., Тимошенко Т.А. Формирование педагогических компетенций у работодателей : к постановке вопроса. Университетские чтения -2021. Материалы научно – методических чтений ПГУ. – Пятигорск: ПГУ. 2021. - С.110 – 116.

Лидак Л.В.Инновационные идеи в отечественной педагогической науке и практике первой половины Х1Х века. Университетские чтения – 2021. Материалы научно – методических чтений ПГУ. – Пятигорск: ПГУ. 2021.

Рубец Е.А. Педагогическое мастерство преподавателя творческих дисциплин// Университетские чтения – 2020. Материалы научно-методических чтений ПГУ. 2020. С. 29-34.

Рубец Е.А. Педагогическое мастерство преподавателя творческих дисциплин// Университетские чтения – 2020: Материалы научно-методических чтений ПГУ. 2020. С. 29-34.

Рубец Е.А. К вопросу о переосмыслении роли творческих дисциплин в образовательном процессе// Совершенствование профессиональной подготовки специалиста сферы культуры и искусства: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2021. С. 68-71.

Рубец Е.А. Псевдоискусство как инструмент размывания традиционных культурных ценностей/Дмитриенко Б.Ч., Рубец Е.А. // Месмахеровские чтения – 2021: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 145-летию ЦУТР барона Штиглица -ЛВХПУ им. В. И. Мухиной - СПГХПА им. А. Л. Штиглица. Санкт-Петербург, 2021. С. 213-220.        

Рубец Е.А. К вопросу о методике преподавания теории и истории дизайна// Актуальные проблемы монументального искусства: Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Под редакцией Д.О. Антипиной. Санкт-Петербург, 2021. С. 649-654.

Тен Э.Г. Организация самостоятельной работы обучающихся (на примере чтения иноязычных аутентичных текстов) // «Дидактика языков и культур: проблемы, поиски, решения»: коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения-ХХ» (11-12 апреля 2018 г.). - Пятигорск: ПГУ, 2018. – С.337-343.

Тен Э.Г. Зоо-ономатопы в развитии социокультурной компетенции школьников. //Universum Romanum. Материалы V Международной научно-практической конференции. – Пятигорск: ПГУ, 2019. – С.73-82.

Тен Э.Г. Креативные технологии в обучении французскому языку // UNIVERSUM ROMANUM / Материалы VI Международной научно-практической конференции (12-14 февраля 2020 г.) – Пятигорск, 2020. С. 183-190.

Тен Э.Г. Сервис «QUIZLET» как средство профессионально-методической подготовки будущих учителей иностранных языков // Теория и практика обучения иностранным языкам и культурам: достижения, проблемы, перспективы: коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения – XXII» (11-12 мая 2020 г.) – Пятигорск, 2020. С. 218-226.

Тен Э.Г. Роль педагогических практик для формирования профессиональных компетенций будущих учителей. // Университетские чтения- 2021. Материалы научно-методических чтений ПГУ.-Ч.VII. –Пятигорск: ПГУ, 2021.

Тен Э.Г. Технология «Digital storytelling» как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. // «Конвергенция и дивергенция лингводидактической теории обучения иностранным языкам и культурам»: коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения – XXIII» (20-21 мая 2021 г.). – Пятигорск: ПГУ, 2021. – С.144-153. (0,6 п.л.)

Тен Э.Г. Формирование предметно-педагогической ИКТ-компетентности у будущих учителей иностранных языков. // Science XXI century - 2021: Proceedings of articles the VII International scientific conference. Czech Republic, Karlovy Vary - Russia, Moscow, June 29-30, 2021 [Electronic resource] / Ed. prof. O.V. Dybina.– Electron. txt. d. (1 file 1.8 MB). Czech Republic, Karlovy Vary: Skleněný Můstek – Russia, Kirov: MCNIP, 2021. – 1 elektr. opt. drive (CD-ROM). - ISBN 978-80-7534-250-8 + ISBN 978-5-00090-164-9. –– С.103-112 (0,6 п.л)

Ярмина Т.Н. «Кейс-метод в обучении иностранным языкам». «Традиции и инновации в обучении иностранным языкам и культурам: гармонизация или противоборство?». Коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения - XVIII». – Пятигорск, 2016. – С. 146-151.

Ярмина Т.Н. Метод кейсов в обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе. – 2017 - №9. – С.24-27.

Ярмина Т.Н. Методический потенциал креолизованных текстов. Дидактика языков и культур: проблемы, поиски, решения: коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения – ХХ» - Пятигорск, 2018. – С.343-348.

Ярмина Т.Н. Лингвокультурные аспекты концепта "юмор". Язык и культура в эпоху интеграции научного знания и профессионализации образования: Материалы III международной научно-практической конференции. Пятигорск, ПГУ, 2019.

Ярмина Т.Н. Методические находки в обучении многоязычию. Иностранные языки в школе, №12. – 2020. (0,6 п.л.)

Ярмина Т.Н. Профессионализм учителя в условиях пандемии// Теория и практика обучения иностранным языкам и культурам: достижения, проблемы, перспективы: коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения – XXII» (11-12 мая 2020 г.) – Пятигорск, 2020. – С. 236-245.

Ярмина Т.Н. Проблемы формирования многоязычной компетенции. Университетские чтения – 2021: Материалы научно-методических чтений ПГУ. 2021.

Ярмина Т.Н. Профильный вектор обучения многоязычию. Конвергенция и дивергенция лингводидактической теории и практики обучения иностранным языкам и культурам: коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения - XXIII». – Пятигорск: ПГУ, 2021. – С.233-241.

Ярмина Т.Н. Economic Composites from the ELSP Teaching Perspective. / Modern Global Economic System Evolutional Development vs. Revolutionary Leap  https://doi.org/10.1007/978-3-030-69415-9_59 (doi: 10.1007/978-3-030-69415-9_59)

Учебно-методические пособия

Лидак Л.В., Прилепских О.С. Профилактика психоэмоциональных нарушений в детской и подростковой среде: Методические рекомендации для психологов системы образования/ под ред. Л.В. Лидак, О.С. Прилепских. - Ставрополь: Изд.-во «Тимченко О.Г.».2021. - 95 с.

Лидак Л.В., Прилепских О.С. Гармонизация психоэмоциональной сферы педагога как фактор обеспечения безопасной образовательной среды: учебно–методическое пособие / под ред. Л.В. Лидак, О.С. Прилепских. - Ставрополь: Изд.-во «Тимченко О.Г.».2021. - 90 с.

Направления и результаты НИР:

В соответствии с новыми тенденциями организации научно-исследовательской работы в вузе кафедра изменила вектор исследовательской деятельности от разработки единой кафедральной научной проблемы к комплексному подходу к исследованию актуальных проблем педагогики и методики обучения иностранным языкам, сопряженные с ОПОП, реализацию которых обеспечивает кафедра.

Таким образом, основными направлениями НИР кафедры являются:

- Плюралистическая методика обучения иностранным языкам и культурам – научный руководитель направления доктор пед. наук, профессор Н.В. Барышников

Основные публикации

Барышников Н.В. Профессиональная межкультурная коммуникация (монография). Пятигорск, 2010. – 264 с., 16,5 п.л.                   

Барышников Н.В. Основы профессиональной межкультурной коммуникации. - М.: Вузовский учебник: Инфра-М., 2013. – 368 с.

Барышников Н.В., Богдан Н.А. Социобикультурная иноязычная компетенция школьника (монография). - М.: Вузовский учебник:ИНФРА-М, 2015. – 222 с. - 16,65.

Барышников Н.В., Нефедов О.В. Рациональная методика обучения иностранным языкам (монография). - Пятигорск: ПГУ, 2016 . – 124 с. 7,75 п.л.

Барышников Н.В., Зюкова А.С. Иноязычная читательская компетенция студентов-нелингвистов (лингводидактические аспекты) (монография). - Москва: ИНФРА-М, 2019. – 184 с. – (Научная мысль) – DOI 10/12737/monography_5cf0eed912ba08.83804028. - 11,5 п.л.

Baryshnikov N.V., Vartanov A.V. (2018) Ten ‘Whys’ About Intercultural Communication. In: Filchenko A., Anikina Z. (eds) Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations. LKTI 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol 677. Springer, Cham

Барышников Н.В. Виды и стратегии межкультурной коммуникации /Сб. статей по итогам международной научной конференции в Варминско-Мазурском университете в г. Ольштын (Польша) – 2016. – C. 53-60. (Web of Science)

Барышников Н.В. Многоязычный школьник – это реально//Иностр. языки в школе. – 2017. - № 1. – С. 3-8

Барышников Н.В. Язык и культура в лингводидактическом контексте//Язык и культура: сборник статей XXVIII Международной научной конференции (25-27 сентября 2017 г.)//Language and Culture:отв. Ред проф. С.К. Гураль. Томск, 2018. Издательский Дом Томского государственного университета. – С. 3-11 (Web of Science)

Baryshnikov N.V. Enseignement du plurilinguisme aux russophones //Le français dans le monde//Recherches et applications/ N°63 JANVIER 2018 . -Entrées historiques et diversite de l’enseignement du français dans l’espace russophone; Coordonné par Tatiana Zagryazkina. – P.115-124 (Web of Science)

Барышников Н.В., Бернштейн В.Л. Формирование профессиональной коммуникативной межкультурной компетенции: обобщение опыта, поиск методических решений//Язык и культура: научный журнал. - Томск - № 43. – 2018. – С. 136-148 (Web of Science)

Барышников Н.В. Инновационный подход к методической подготовке учителя иностранного языка//Преподаватель XXI век//НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА.- Москва: МПГУ, 2018. - №1. – С. 55-66. - Педагогические науки (13.00.00)

Барышников Н.В., Ржевская А.В. Обучение культуре страны обучаемого языка: цель и метод//Вестник ПГУ. - Пятигорск, 2018. – № № 4 - С. 207-211.

Барышников Н.В. Новые векторы исследования межкультурной коммуникации II Всемирный конгресс в реальном и виртуальном режиме. ЗАПАД-ВОСТОК: ПЕРЕСЕЧЕНИЯ КУЛЬТУР. – Том II. – Научно-практические материалы II Всемирного конгресса в Японии 2019 года. – Япония, Киото, Университет Киото Сангё (2-6 октября 2019 г. – С. 635-639. (Web of Science)

Барышников Н.В., Арутюнян А.М. Компонентный состав иноязычной рецептивной терминологической компетенции как основа ее формирования//Иностранные языки в школе. 2018. - № 7. – С. 2-9

Барышников Н.В. Профессиональная межкультурная коммуникация с акцентом// Язык и культура. – Томск: Томский государственный университет, 2020. - № 49. – С. 175-185. (Web of Science)

Барышников Н.В. Профессиональная межкультурная коммуникация с акцентом // Язык и культура. – Томск: Томский национальный государственный университет, 2020. - № 49. – С. 175-185. (Web of Science)

Барышников Н.В. Обучение многоязычию: от научного замысла к обобщению опыта// Иностр. языки в школе. – 2020. - № 12 - С. 6-12. Импакт фактор журнала 0,3

Барышников Н.В., Твердохлебова И.П. Дидактика многоязычия: трудный путь становления. - 2020. - № 12- С. 2-5.

Барышников Н.В., Багиян А.Ю. Методическая дивергенция в обучении многоязычию//Иностр. языки в школе. - 2020. –№ 12. - С. 13-21

Барышников Н.В. Некоторые аспекты реинновации концепции обучения иностранным языкам//Вестник МГЛУ. - Образование и педагогические науки. - 2021 г. Выпуск 1 (838). – С. 63-74 (ВАК) (Web of Science).

Барышников Н.В. Лингводидактика и фрактальная педагогика: конвергентные аспекты//Конвергенция и дивергенция лингводидактической теории и практики обучения иностранным языкам и культурам: коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения – 23») – 20-21 мая 2021 г. – Пятигорск: ПГУ, 2021. – С. 14-27 – 268 с.

Барышников Н.В. Концепция межкультурного обучения иностранным языкам и культурам: результаты объективного анализа//Конвергенция и дивергенция лингводидактической теории и практики обучения иностранным языкам и культурам: коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения – 23») – 20-21 мая 2021 г. – Пятигорск: ПГУ, 2021. – С. 28-41.

Барышников Н.В. Стратегическая компетенция профессионала по межкультурной коммуникации: содержание, условия приобретения и искусство владения// Язык и культура. – Томск: Томский государственный университет, 2021. - № 55 – С. 10-21 (Web of Science)

Барышников Н.В. Ошибки в обучение иностранным языкам и пути их упреждения //Шатиловские чтения. Перспективы развития парадигмы иноязычного образования : монография. – СПб. : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. – 541 c. ISBN 978-5-7422-7513-8 doi: 10.18720/SPBPU/2/id21-146

Барышников Н.В. Диалог культур как миф в лингводидактике и культура диалога в межкультурной коммуникативной практике// Взаимодействие языков и культур: от диалога к полилогу: коллективная монография / О. В. Афанасьева, К. М. Баранова, Н. В. Барышников [и др.] ; Отв. ред. Л. Г. Викулова, Е. Г. Тарева. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ВКН", 2021. – 328 с. – С. 277-307. – ISBN 978-5-907086-89-0. – DOI 10.54449/9785907086890.

Барышников Н.В. Агрессивность и ассертивность в межкультурной коммуникации: от черной к белой риторике//Acta Polono-Ruthenica, 2021: Варминско-Мазурский университет в г. Ольштыне (Польша) – XXVI/3. – С. 171-186.

Барышников Н.В. Событие года журнала «Иностранные языки в школе» - научно-методическая конференция памяти А.А. Леонтьева//Иностранные языки в школе . – 2021. - № 12. – С. 85-89.

Барышников Н.В. Основы профессиональной межкультурной коммуникации: учебник. - 2-е изд, перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 348 с.

- Субъектно – деятельностное содержание профессиональной подготовки студента – научный руководитель направления доктор психол. наук, профессор Л.В. Лидак

Основные публикации

Лидак Л.В. Культура здорового образа жизни как проблема педагогической антропологии.// Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2016. № 2, С.81-88

Лидак Л.В., Теребина П.В. Международная академическая мобильность студентов: теория, методология, практика: монография. – Пятигорск: ПГУ,2017. – 230 с.

Лидак Л.В. Проблемы подготовки студентов педагогических вузов к иновационной деятельности: от теории к практике. Вестник Пятигорского государственного университета, 2018. №1.

Лидак Л.В. Развитие международной академической мобильности студентов: трудности и перспективы. Педагогика. 2018. – С. 91 – 99.

Лидак Л.В. Материнская ответственность женщин: психолого – педагогический ресурс: монография. Пятигорск: ПГУ, 2018. – 196 с.

Лидак Л.В. Динамика материнских компетенций беременных женщин в условиях перинатально – психологического центра. // Семья и личность: проблемы взаимодействия. Научный журнал № 16. – 2019: ФГБОУ ВО»АГПУ». - С. 30-40.

Лидак Л.В. Историко–педагогический анализ интеграции информационных технологий в образовательную практику высшей школы // Вестник МГУКИ. – 2020. - № 1(93). – С. 68-76.

Лидак Л.В. Особенности развития исследовательских компетенций бакалавров в условиях информационной среды технического вуза.// Гуманитарные науки. №2 (50). 2020. С. 14-18.

Лидак Л.В. Педагогика формирования исследовательских компетенций в высшей школе: теория, история, практик: монография. Пятигорск: изд. ПГУ, 2020. 186 с.

Лидак Л.В. Трансформация идеей Л.С. Выготского в современную образовательную практику. //Проблемы детства в фокусе междисциплинарных исследований: Материалы Второго международного форума «Проблемы детства в фокусе междисциплинарных исследований».-Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)», 2021. С.54 – 56.

Лидак Л.В. Актуализация антропологических идей в культурно – исторической концепции Л.С. Выготского.// Формирование психо – эмоциональной устойчивости личности в условиях современной развивающей среды. Ставрополь: СГПИ, 2021г. С.51 – 60.

Лидак Л.В., Регуш Д.В. Особенности образования во Франции: наблюдения студента и комментарии российского преподавателя. Университетские чтения – 2021. Материалы научно – методических чтений ПГУ. – Пятигорск: ПГУ. 2021. – С. 121 – 125.

Лидак Л.В. Формирование исследовательских компетенций у студентов магистратуры. Университетские чтения – 2021. Материалы научно – методических чтений ПГУ. – Пятигорск: ПГУ. 2021. – С. 126- 128.

Лидак Л.В., Тимошенко Т.А. Совершенствование педагогических компетенций работодателя: от теории к практике. Университетская наука: современные тенденции развития науки, технологий, экономики, педагогики и права. -СКФ ФБОУ ВО «БГТУ им. В.Г. Шухова», 2021. №1(11). - С. 191 -195 (Ринц).

Лидак Л.В., Тимошенко Т.А. Методология антропологического подхода в исследовании волонтерского движения. Университетская наука: современные тенденции развития науки, технологий, экономики, педагогики и права. // СКФ ФБОУ ВО «БГТУ им. В.Г. Шухова», 2021. №2 (12). - С. 163 -166 (Ринц).

Лидак Л.В., Тимошенко Т.А. Формирование педагогических компетенций у работодателей : к постановке вопроса. Университетские чтения -2021. Материалы научно – методических чтений ПГУ. – Пятигорск: ПГУ. 2021. - С.110 – 116.

Лидак Л.В.Инновационные идеи в отечественной педагогической науке и практике первой половины Х1Х века. Университетские чтения – 2021. Материалы научно – методических чтений ПГУ. – Пятигорск: ПГУ. 2021.

Лидак Л.В., Прилепских О.С. Гармонизация психоэмоциональной сферы педагога как фактор обеспечения безопасной образовательной среды: учебно–методическое пособие / под ред. Л.В. Лидак, О.С. Прилепских. - Ставрополь: Изд.-во «Тимченко О.Г.».2021. - 90 с.

Профессиональная подготовка учителя многоязычия – научный руководитель направления кандидат пед. наук, профессор А.В. Вартанов

Основные публикации

Вартанов А.В. Традиции и инновации в обучении межкультурному взаимодействию// Традиции и инновации в обучении иностранным языкам и культурам: гармонизация или противоборство?: коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума "Лемпертовские чтения - XVIII". 2016. – С. 8-16.

Барышников Н.В., Вартанов А.В. Учитель многоязычия: компоненты профессиональной подготовки (к постановке вопроса)//Многоязычие в образовательном пространстве. – Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2018. - № 10. – С. 7-17.

Baryshnikov N.V., Vartanov A.V. (2018) Ten ‘Whys’ About Intercultural Communication. In: Filchenko A., Anikina Z. (eds) Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations. LKTI 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol 677. Springer, Cham

Вартанов А.В. Многоязычная коммуникативная компетенция как целевая доминанта профессиональной подготовки учителя многоязычия//Теория и практика обучения иностранным языкам и культурам: достижения, проблемы, перспективы: Коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума "Лемпертовские чтения – XXII". Пятигорск, 2020. – С. 227-235.

Вартанов А.В., Багиян А.Ю. Многоязычная коммуникативная межкультурная компетенция как базовая категория дидактики многоязычия и ее целевая доминанта// Иностранные языки в школе. -2020. - № 12. – С. 22-28

Вартанов А.В. Система компонентов и внутрисистемные связи многоязычной коммуникативной межкультурной компетенции// Векторы развития контекстного образования: коллективная монография. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2021. С. 212-220.

Барышников Н.В., Вартанов А.В. Лингводидактика и фрактальная педагогика: конвергентные аспекты// Конвергенция и дивергенция лингводидактической теории и практики обучения иностранным языкам и культурам»: коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения - XXIII». - Пятигорск: ПГУ, 2021. - С. 5-14.

Вартанов А.В., Багиян А.Ю. SYSTEMS ACQUISITION IN MULTILINGUAL EDUCATION: THE CASE OF AXIOLOGICALLY CHARGED LEXIS// MODERN STUDIES OF SOCIAL ISSUES. 2021. - № 4. -С. 48-61

- Дидактика многоязычия - научный руководитель направления кандидат пед. наук, доцент О.Е. Иванова

Основные публикации

Иванова О.Е. Пропедевтический курс многоязычия для детей младшего школьного возраста// Лингводидактические проблемы формирования иноязычных компетенций коллективная монография по материалам Международного научно-методического симпозиума "Лемпертовские чтения – XIX". 2017. С. 153-158.

Иванова О.Е. Словообразовательные модели как основа формирования многоязычной профессионально-ориентированной компетенции// Дидактика языков и культур: проблемы, поиски, решения Коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения – XX», посвящённого 70-летию доктора педагогических наук, профессора Н.В. Барышникова .2018.- С.175-185

Иванова О.Е. Технологии обучения многоязычному общению// Проблемы формирования у обучающихся иноязычных компетенций в различных условиях: коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума "Лемпертовские чтения - XXI". 2019. 16-17 мая 2019 г. С. 114-121.

Иванова О.Е. Приёмы обучения студентов-лингвистов межкультурной коммуникации// Теория и практика обучения иностранным языкам и культурам: достижения, проблемы, перспективы: коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения – XXII» «» (11-12 мая 2020 г.) – Пятигорск, 2020. – С. 164-176.

Иванова О.Е. Развитие способности у обучающихся к словотворчеству в обучении нескольким иностранным языкам //Иностранные языки в школе №12. – 2020 г.-С.49-56.

Иванова О.Е., Чечель С.В. On the use of American English in preparation for the Unified State Exam in a foreign Language (К вопросу об использовании американского варианта английского языка при подготовке к ЕГЭ по иностранному языку)// Proceedings of the International Conference “Process Management and Scientific Developments” (Birmingham, United Kingdom, May 1, 2021). Part 2 Р. 87-91).

Иванова О.Е. Контроль и оценка сформированности многоязычной межкультурной коммуникативной компетенции у студентов – лингвистов// Конвергенция и дивергенция лингводидактической теории и практики обучения иностранным языкам и культурам: коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума "Лемпертовские чтения - XXIII", 20-21 мая 2021 г.– Пятигорск: ПГУ, 2021.– С. 213-224.

- Задания
- Образовательные файлы
- Вопросы в тестах
- Кол-во wiki
- Терминов в справочниках
Название
4.7 4.8 Практикум по межкультурной коммуникации 5 6 0 0 0
Активные методы обучения в инновационном образовании 0 5 20 0 0
Введение в профессию и основы планирования педагогической карьеры_2 0 0 0 0 0
Введение в теорию межкультур. коммуникации 0 0 0 0 0
Введение в теорию межкультурной коммуникации - 4 курс (Фан и Фар) 47 11 0 0 39
Введение в теорию межкультурной коммуникации_02 9 9 0 0 0
Дошкольная педагогика. 0 0 0 0 0
ЗЛ 7 4 0 0 0
Инновационные процессы в образовании 4 2 0 0 0
Инновационные процессы в образовании_1 4 10 0 0 0
Инновационные технологии в вузе (ИПКВК) 10 13 0 0 0
История и философия науки_02 0 4 0 0 0
История методов обучения ИЯ 0 0 0 0 0
КиМВ 17 20 18 0 84
Курсовая работа (Вартанов А.В.)_2 7 1 0 0 0
Курсовая работа по "Методике преподавания иностранного языка" 3 1 0 0 0
Курсовая работа по практикуму по межкультурной коммуникации 7 1 0 0 0
Курсовая работа Практикум по межкультурной коммуникации 7 1 0 0 0
Курсовые ИПиМ 4 2 0 0 0
Курсовые работы ИИЯМТ 4 2 0 0 0
Курсовые работы ИРГЯИГТ 4 2 0 0 0
Лингводидактика 1 28 22 0 3
Методика преподавания иностранного языка 10 2 0 0 0
Методика преподавания Иностранных языков и культур 19 25 1 0 0
Методика преподавания ИЯ 3 курс (5 семестр) 0 0 0 0 0
Методика преподавания ИЯ 3 курс (6 семестр) 0 0 0 0 0
Методика преподавания ИЯ 4 курс (7 семестр) 0 0 0 0 0
Методика преподавания ИЯ 4 курс (8 семестр) 0 0 0 0 0
Методология научного исследования_06 0 4 10 0 0
МПИЯ ( 4 курс) 51 48 23 0 114
МПИЯ (5семестр) 9 12 0 0 0
МПИЯ (6 семестр) 9 3 0 0 0
МПИЯ (7 семестр) 2 4 10 0 0
МПИЯ (8 семестр) 11 0 0 0 0
Научно-исследовательский семинар_03 0 0 0 0 0
Научно-исследовательский семинар_10 0 4 24 0 0
Общая педагогика, история педагогики и образования 0 6 20 0 0
Общая педагогика,_история педагогики и образования 0 0 0 0 0
Общая психология и педагогика (педагогика) 0 1 0 0 0
Общая психология и педагогика (педагогика) для 46.03.01 2 0 0 0 0
ОКК 12 0 0 0 111
Организационно-методическое и педагогическое обеспечение дополнительного образования 8 0 10 0 0
Организация детского отдыха 8 0 0 0 0
Основы коммуникативной культуры 1 2 0 0 0
Основы культурной политики 0 0 0 0 0
Основы межкультурной коммуникации - 4 курс (Фан и Фар) 56 24 0 0 161
Основы межкультурной коммуникации__ 16 1 0 0 0
Основы педагогической инноватики 1 1 0 0 0
Основы профессиональной межкультурной коммуникации 0 0 0 0 0
Основы социального образования 43 16 0 1 1
Основы социального образования_04 14 1 0 0 77
Основы теории межкультурной коммуникации 9 9 0 0 0
Основы теории межкультурной коммуникации (Манагаров Р.В.) 0 0 0 0 0
ОТ2ИЯ 0 0 0 0 0
ПДП_ТиМ 3 1 0 0 0
Пед. антропология (3 курс, ТиМ англ.) 0 0 0 0 0
Пед.антропология (2 курс, ТиМ англ.) 4 12 40 0 0
Пед.антропология (2 курс, ТИМ) 0 0 0 0 0
Пед.антропология /СПТ (3 курс, ТиМ англ.) 2 6 25 0 0
Педагогика 2017-2018 29 33 0 0 0
Педагогика высшей школы 0 4 15 0 0
Педагогика высшей школы_02 10 7 0 0 0
Педагогика высшей_школы 0 0 0 0 0
Педагогика детского движения 6 12 0 0 70
Педагогика для 37.03.01 12 0 0 0 0
Педагогика и психология высшей школы (педагогика) 45 10 0 0 0
Педагогика игры 14 1 0 0 0
Педагогика_1 0 0 0 0 0
Педагогика_10 9 13 0 0 0
Педагогика. 46 25 20 3 129
Педагогическая антропология (история педагогики) 69 17 1 3 34
Педагогическая антропология (история педагогики)_02 30 56 0 0 829
Педагогическая антропология (история педагогики)_04 8 0 0 0 0
Педагогическая антропология (история педагогики)_1 0 0 0 0 0
Педагогическая антропология (педагогика) 0 0 0 0 0
Педагогическая антропология (педагогика) 2.4 3.5 57 24 0 0 491
Педагогическая антропология (современные педагогические технологии) 54 10 0 0 0
Педагогическая антропология (современные педагогические технологии)_04 6 0 20 0 0
Педагогическая инноватика 0 5 25 0 0
Педагогическая_инноватика 0 0 0 0 0
Педагогическое общение 47 42 0 0 127
Педаогика игры 0 0 0 0 0
ПКРО1ИЯ перевод 2 4 0 0 0
ПМК ВАВ 9 9 0 0 0
Поликультурное образование 49 11 0 0 0
Поликультурное образование_02 10 4 0 0 0
Практики 6 9 0 0 0
Преддипломная практика_2 0 0 0 0 0
Производственная практика_02 0 0 0 0 0
Производственная практика_4 0 0 0 0 0
Психология и педагогика (Педагогика) 4 9 0 0 0
Психология и педагогика (педагогика) для 38.03.02 3 0 0 0 0
Психология и педагогика (педагогика) для 45.03.02 3 1 15 0 0
Психология и педагогика (педагогика) для 48.03.01 2 0 0 0 0
Психология и педагогика (педагогика) для 54.03.01 3 0 0 0 0
Психология и педагогика (педагогика)_1 0 4 50 0 0
Психология и педагогика_02 33 37 0 0 0
Современные педагогические технологии 11 9 0 0 0
Современные педагогические технологии в социально-культурной деятельности 10 5 0 0 0
Современные проблемы науки и образования_02 51 10 0 0 0
Социальная педагогика_04 19 0 0 0 0
Социально-педагогическая работа с неформальными организациями 49 10 0 0 0
Социально-педагогическая работа с неформальными организациями_02 20 21 0 0 24
Социально-педагогическая работа с неформальными организациями_1 0 0 0 0 0
Специальная педагогика 57 10 0 0 0
Теория и методика обучения и воспитания иностранным языкам 0 0 0 0 0
Теория межкультурной коммуникации 15 11 10 0 0
Теория обучения иностран. языкам 0 0 0 0 0
Теория обучения иностранным языкам 0 0 0 0 0
Теория обучения иностранным языкам (4 курс) 0 0 0 0 0
Теория обучения иностранным языкам (Манагаров Р.В.) 1 0 0 0 0
ТМК (ИИЯМТ) 15 15 0 0 0
ТМК (ИПИМ) 15 15 0 0 0
ТМК 3 курс (6 семестр) 0 0 0 0 0
ТОИЯ (5 курс) 1 7 10 0 0
Учебная практика_115 0 0 0 0 0
Я_ВТМК 9 0 0 0 0

2021

Дистанционное обучение иностранному языку учащихся основной школы

Ментальность партнеров по межкультурному диалогу и её роль во взаимопонимании

Интегративный подход к обучению иностранному языку и финансовой грамотности обучающихся СОШ

Межкультурная коммуникация в формировании экологического сознания

Аутентичная англоязычная поэзия как средство формирования коммуникативной компетенции (старшая школа)

Использование краеведческого материала в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции (испанский язык, старшая школа)

Метод тренинга в совершенствовании профессиональных компетенций специалиста по межкультурной коммуникации

Формирование иноязычной читательской компетенции обучающихся старшей школы (на материале испанского языка)

Формирование лексической компетенции у обучающихся средней школы

Испанский фольклор как средство формирования социокультурной компетенции школьников

Невербальные средства как дополнительный канал межкультурного взаимопонимания

Сказки в процессе формирования иноязычных компетенций (испанский язык, старшая школа)

Ассертивность в профессиональной межкультурной коммуникации

Языковая подготовка обучающихся к международному экзамену по иностранному языку

Методика подготовки обучающихся средних общеобразовательных школ к ОГЭ по иностранному языку (на материале немецкого языка)

Паремический подход к повышению качества профессиональной межкультурной коммуникации

Методика сообучения английскому, немецкому и русскому языкам

Проявление функции воздействия в дискурсе социальной рекламы (на материале русского, английского и немецкого языков)

Преодоление конфликтов в межкультурной коммуникации

Формирование социокультурной компетенции у обучающихся старшей школы (на материале современных культурных фактов Испании)

Дистанционное обучение иностранному языку учащихся основной школы

Интегративный подход к обучению иностранному языку и финансовой грамотности обучающихся СОШ

Аутентичная англоязычная поэзия как средство формирования коммуникативной компетенции (старшая школа)

Методика сообучения английскому, немецкому и русскому языкам

Чтение иноязычных текстов как средство формирования лексической компетенции у младших школьников

Формирование лексической компетенции на среднем этапе обучения английскому языку СШ (на материале аутентичных поэзии и песен)

Креативные приемы обучения английскому языку в общеобразовательной школе

Онлайн приложения как дополнительное средство обучения английскому языку в средней школе

Методика подготовки обучающихся СОШ к ОГЭ по иностранному языку (на материале немецкого языка)

2020

Интегративный подход к обучению французскому языку (начальный этап)

Квест-технологии как средство развития коммуникативной компетенции учащихся

Методика подготовки старшеклассников к ЕГЭ по французскому языку (Раздел «Письмо»)

Интерактивные методы обучения французскому языку в старших классах

PR-стратегии в межкультурной коммуникации

Проксемика как компонент многоязычной коммуникативной компетенции

Стратегии эффективного кросскультурного поведения в деловой коммуникации (на примере российской, немецкой и испанской культур)

Испанский песенный фольклор как средство обучения иноязычной коммуникативной компетенции

Парадоксы межкультурной коммуникации

Сравнительно-сопоставительный метод обучения французскому языку как второго иностранного на базе английского языка

Межкультурная коммуникация в молодёжной среде (на примере коммуникативного поведения американцев, французов и немцев)

Обучение различным видам чтения в свете требований ЕГЭ по ИЯ

Компоненты общеевропейской культуры

Текст как средство формирования иноязычной лингвистической компетенции

Формирование грамматической компетенции на материале лингвокультурных явлений испанского языка

Интегративный подход к обучению французскому языку (начальный этап)

Стратегия атаки «ложь» в межкультурной коммуникации и средства ее нейтрализации

Языковой портфель как средство формирования многоязычной личности

Обмен культурными ценностями как сущность межкультурной коммуникации

Сервис «облако слов» как средство формирования иноязычной лексической компетенции школьников

Формирование учебно-познавательной компетенции у младших школьников в процессе обучения иностранному языку

Трудности овладения письменной речью на испанском языке и методика их устранения

Общепринятый стереотип и современная испанская культура

Стратегии формирования политического сознания (на примере носителей английского, французского и испанского языков)

Песня как средство формирования фонетических навыков на французском языке

Переговоры как форма межкультурной коммуникации

Организация тестового контроля на основе программной оболочки SOCRATIVE

Обучение учащихся СОШ речевому этикету как компоненту иноязычной культуры

Коммуникативная инициатива в межкультурном общении

Драматизация сказки как средство развития Коммуникативной компетенции у младших школьников при обучении иностранному языку

Преодоление конфликтов в межкультурной коммуникации

Игровые технологии в обучении иностранным языкам младших школьников (на материале английского языка)

Интенсивное обучение английскому языку учащихся СПО

Формирование коммуникативной компетенции на английском языке в неформальном образовании

Драматизация сказки как средство развития коммуникативной компетенции у младших школьников при обучении иностранному языку

Топонимы как средство формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку

Компьютерные игры в обучении иностранным языкам (на материале английского языка)

Ролевые игры как средство повышения эффективности уроков английского языка в средней школе

Методика исправления ошибок в устной речи при обучении английскому языку в средней школе

Коммуникативная методика обучения английскому языку как эффективный способ формирования лингвокультурной компетенции

Языковой портфель как средство формирования многоязычной личности

В данном разделе представлены научные работы студентов из сборника "Молодая наука".