Кафедра словесности и педагогических технологий филологического образования (ИПРиМ)

Кафедра словесности и педагогических технологий филологического образования начала свою работу с сентября 2014 года, объединив профессорско-преподавательский состав кафедры русского языка и кафедры отечественной и зарубежной литературы.

Возглавляет кафедру словесности и педагогических технологий филологического образования доктор педагогических наук Федотова Ирина Борисовна.

Кафедра словесности и педагогических технологий филологического образования уверенно смотрит в будущее, руководствуясь своей миссией: «Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Начните с первоначальных оснований. Перечитайте все грамматики, какие у нас вышли, перечитайте для того, чтобы увидать какие страшные необработанные поля и пространства вокруг вас. … Прочтите внимательно, слишком внимательно академический словарь. На всякое слово сделайте замечание тут же на бумаге. В душе вашей заключены законы общего. Но горе вам проповедовать их теперь … только тогда, когда исследуете все уклонения, исключения, малейшие подробности и частности, тогда только можете явить общее во всей его колоссальности» (Н.В. Гоголь).

Кафедра осуществляет подготовку студентов, магистрантов и аспирантов по следующим образовательным программам:

Программы бакалавриата:

  • 44.03.01 – Педагогическое образование, профиль «Филологическое образование»;

  • 44.03.05 – Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и китайский язык»;

  • 44.03.05 – Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и литература».

Программы магистратуры:

  • 44.04.01 – Педагогическое образование, профиль «Лингвопедагогические модели обучения русскому языку как иностранному».

Программы аспирантуры:

  • 45.06.01 – Языкознание и литературоведение, профиль 10.01.01 – Русская литература;

  • 45.06.01 – Языкознание и литературоведение, профиль 10.02.01 – Русский язык.

В третьем десятилетии XXI века кафедра словесности и педагогических технологий филологического образования работает уверенно, внося свой реальный вклад в формирование ПГУ как инновационного креативного университета будущего и реализацию Программы стратегического развития вуза на 2019-2025 гг. Подготовку компетентных специалистов в области русской филологии в системах бакалавриата, магистратуры и аспирантуры (в том числе – иностранных студентов и стажеров из Турции, Китая, США, Хорватии, Польши и других стран) кафедра успешно сочетает с научно-исследовательской и воспитательной работой. Многое делается в плане интернационализации научной и образовательно-педагогической деятельности, решаются вопросы, связанные с коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности и их продвижением на рынке образовательных услуг.

Федотова Ирина Борисовна

Учёная степень: Доктор педагогических наук

Учёное звание: Доцент

Буров Александр Архипович

Учёная степень: Доктор филологических наук

Учёное звание: Профессор

Казиева Альмира Магометовна

Учёная степень: Доктор филологических наук

Учёное звание: Профессор

Кичева Инна Васильевна

Учёная степень: Доктор педагогических наук

Учёное звание: Профессор

Петренко Александр Филиппович

Учёная степень: Кандидат филологических наук

Учёное звание: Доцент

Айрапетова Эльвира Гаврошевна

Учёная степень: Кандидат филологических наук

Учёное звание: Доцент

Бакалдин Игорь Петрович

Учёная степень: Кандидат филологических наук

Учёное звание: Доцент

Классовская Ольга Алексеевна

Учёная степень: Кандидат педагогических наук

Учёное звание: Доцент

Костина Ольга Александровна

Учёная степень: Кандидат филологических наук

Курегян Гаянэ Гургеновна

Учёная степень: Кандидат филологических наук

Орлова Нина Анатольевна

Учёная степень: Кандидат филологических наук

Учёное звание: Доцент

Багян Нина Минасовна

Багдасарян Гоар Мамиконовна

Положение о кафедре ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»

Номер документа: 176
Дата утверждения: 20.02.2019
- Задания
- Образовательные файлы
- Вопросы в тестах
- Кол-во wiki
- Терминов в справочниках
Название

2021

Применение педагогических технологий в процессе социокультурной адаптации иностранных учащихся

Служебные части речи и их представление на занятиях по русскому языку как иностранному

Обучение ведению дискуссии иностранными учащимися на русском языке

Особенности коннотаций русской зооморфной фразеологии в аспекте преподавания русского языка англофонам

Особенности семантики русских и французских глаголов движения как важная составляющая преподавания русского языка иностранцам

Лингводидактический потенциал проектной деятельности в преподавании русского языка как иностранного

Лингводидактические ресурсы прецедентных текстов в курсе русского языка как иностранного

Обучение иностранных граждан деловому общению на русском языке

Отрицание в теории и практике русского языка как иностранного: лингвистический и методический аспекты

Когнитивный аспект сопоставления русских и китайских наименований блюд в практике преподавания РКИ

Лингвокультурный аспект обучения чтению в курсе русского языка как иностранного (на материале прозы В.Г. Распутина)

Обучение восприятию художественных текстов на занятиях РКИ

Ролевая игра как прием активизации обучения русскому языку как иностранному гуманитарных факультетов

Средства выражения категории оценки в русском языке (лингводидактический аспект)

Этико-философская проблематика романа В.Ф. Тендрякова «Покушение на миражи»

Одноактные пьесы М. Зощенко И А. Вампилова в контексте чеховской драмы

Символика «Вечной Женственности» в поэзии А. Блока

Урбанистические образы в поэзии Маяковского

Жанровые черты анекдота в прозе М.М.Зощенко

Религиозно-философские взгляды Ф.М. Достоевского и их отражение в романе «Преступление и наказание»

Новое в русском языке и речи конца XX – начала XXI века: фонетический, лексический и грамматический аспекты

Лингводидактический потенциал фразеологизмов (на материале русского и китайского языков)

Творчество В.Я. Шишкова 1920-х годов: жанрово-стилевое своеобразие

Языковые средства и стилистические приемы в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Особенности речевого поведения героя русского детективно-криминального сериала конца XX – начала XXI века

Русские фразеологические единицы с цветовым компонентом на фоне английской лингвокультуры

Кавказ как элемент ментальной матрицы творчества русских писателей второй половины XIX века (на примере произведений Я. Полонского, В. Даля, Ф. Достоевского и А. Чехова)

Ирония в творчестве М.А. Булгакова (на примере произведений «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце»)

Традиции русского устного народного творчества в «деревенской» прозе ХХ века

Специфика юмора в творчестве А.С. Пушкина

Языковые особенности поэзии В.Маяковского: лингводидактический аспект

«Жанровое своеобразие романа – антиутопии XXI века (на примере произведения Д. Глуховского «Метро 2033)»

МАЛЫЕ ЖАНРЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕТЕВОЙ ПОЭЗИИ

СЕМАНТИКА ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В КИТАЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ В АСПЕКТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (на примере зоонимической лексики)

2020

Творчество М.А. Булгакова и гоголевская традиция

Русские антропонимы в системе обучения русскому языку как иностранному

Домовой как образ народной демонологии и его реализация в русской классической литературе

Семантические и функциональные особенности глаголов деструктивного действия в русском языке

Cпецифика формирования навыков письменной речи детей-билингвов (армяно-русские билингвы)

Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Портрет»

Творчество М.М. Зощенко и традиции русской юмористической литературы XIX века

Система знаков препинания в русском языке: история, современные тенденции развития и изучения

Структурно-семантические особенности русских волшебных сказок (в сравнении с китайскими сказками)

Роль юмора в романе И.А. Гончарова “Обыкновенная история”

Героини романов И.А.Гончарова и литературный контекст

Этнопоэтические универсалии в героических сказаниях народов Кавказа

Семантика фразеологических единиц с компонентом - зоонимом в русском и польском языках на основе их смысловой интерпретации

Обучение иностранных учащихся пониманию русской разговорной речи

Жанровые особенности поэм Кайсына Кулиева

Современные информационные и коммуникационные технологии в изучении лермонтовского Кавказа на занятиях по РКИ

Изучение регионимики Кавминвод: психолингвистический аспект РКИ

Взаимодействие языков и культур в процессе обучения русскому языку как иностранному

Игровые технологии в обучении детей-билингвов

Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности на занятиях по русскому языку как иностранному

Проектная деятельность в процессе обучения русскому языку студентов-иностранцев

Наречие в теории и практике преподавания русского языка как иностранного

Типология и поэтика женской прозы (на материале рассказов Л. Петрушевской, Л. Улицкой)

«Петербургский текст» в повестях Ф.М. Достоевского

«Кавказский текст» в творчестве Я.П. Полонского

«Проблематика и поэтика цикла «путевых поэм» И.А. Бунина «Тень Птицы»

2018

Мотив природы в русской и китайской поэзии первой трети XX века

Морфемика и словообразование в обучении русскому языку как иностранному

«Язык цветов» в поэзии А.С. Пушкина и его современников

Эпитет, его языковые формы и художественные функции в прозе И.А. Бунина (на материале романа «Жизнь Арсеньева»)

Лингвистические и методические основы изучения слов категории состояния

Языковой портрет личности в цикле новелл И.А. Бунина «Темные аллеи»

Поэтика лирической прозы И.А. Бунина 1890-х – 1900-х годов

Поэтика романа-антиутопии XX века (сопоставительный анализ произведений Е. Замятина «Мы» и О. Хаксли «О дивный новый мир»)

Разговорная лексика как ресурс изучения русского языка иностранными учащимися (на материале «Донских рассказов» М.А. Шолохова)

Фантастическая образность в прозе А.К.Толстого и традиции романтизма

В данном разделе представлены научные работы студентов из сборника "Молодая наука".