Научно-образовательно-инновационная лаборатория «Системное психологическое консультирование и психотехники развития личности»

НОИЛ «Системное психологическое консультирование и психотехники развития личности» создана по решению Ученого Совета ПГУ от 23 марта 2009 г. в соответствии с «Положением о научно-образовательно-инновационных лабораториях (НОИЛ) и научно-образовательно-инновационных комплексах (НОИК)».

Лаборатория действует на внебюджетной основе, осуществляя научную и исследовательскую работу в соответствии с Уставом ФГБОУ ВО «ПГУ».

Миссия Лаборатории состоит в интеграции научной, проектной образовательной и инновационной деятельности, в обеспечении единства организации образовательной, научно-исследовательской, проектной и инновационной деятельности на всех этапах и стадиях подготовки выпускников, обладающих высоким уровнем профессиональных компетенций.

Целью деятельности Лаборатории является создание оптимальных условий для интеграции научно-исследовательской, проектной, образовательной и инновационной деятельности студентов, аспирантов, магистров и выпускников университета, занимающихся инновационной деятельностью; содействие распространению и внедрению в практику научной и образовательной деятельности университета достижений отечественной и зарубежной прикладной психологии, инновационных проектных разработок в области интегративного психологического консультирования в образовании, здравоохранении, социальной сфере, в правоохранительной деятельности.

Основателем Лаборатории является кандидат психологических наук, профессор кафедры психологического консультирования Тырсиков Дмитрий  Владимирович (1958-2010).

Важнейшими задачами НОИЛ являются:

- организация и проведение исследований, направленных на решение актуальных научно-образовательных и социально проблем общества;

-.обеспечение диверсификации результатов научного направления НОИЛ«Субъектный подход в психологическом консультировании (код ГРНТИ 15.31.00) в создании человекоцентрированной психологической практики;

-.выполнение фундаментальных и прикладных исследований и проектных разработок в области реализации субъектного подхода в создании субъект-центрированной психологической практики;

-.повышение конкурентных преимуществ разработанных инновационных технологий психологической поддержки и сопровождения развития психологически благополучной личности на различных этапах ее развития;

-.организация и проведение дополнительных учебных курсов и программ по психологическому консультированию, практической психологии, повышение квалификации преподавателей, студентов, практических психологов и психологов-консультантов;

- организация и проведение научных и научно-методических конференций, симпозиумов, семинаров, обеспечение работы учебно-производственных центров, выставок, ярмарок научно-исследовательских и проектных результатов и продуктов.

-организация и проведение дополнительных курсов по профилактике экстремизма и терроризма средствами психологического консультирования, тренинговой работы по формированию гуманитарной позиции личности как основы психологического здоровья и потребности в личностном росте;

-организация и проведение научных, научно-методических конференций, направленных на формирование субъектного способа жизнедеятельности гражданина, повышения психологической культуры общества как условия его консолидации;

-.реализация трансфера образовательных, гуманитарных, развивающих психологических и социальных технологий.

Организационная структура деятельности Лаборатории.

- Лаборатория осуществляет свою деятельность в соответствии с текущими и перспективными планами, которые разрабатывает в непосредственном контакте с заведующим кафедрой психологи личности и профессиональной деятельности и другими структурными подразделениями университета;

- Лаборатория может создавать условия и оказывать содействие в выполнении проектов, инициированных преподавателями и сотрудниками всех подразделений ПГУ, либо сторонними специалистами, если эти проекты соответствуют целям и задачам работы Лаборатории;

- Лаборатория на основании договоров на возмездное оказание услуг с учреждениями, организациями, предприятиями, фирмами и частными лицами оказывает услуги по судебной психологической и психолого-педагогической экспертизе, экспертизе инновационных программ в сфере образования, социальной сфере, правоохранительной деятельности.

Положение о научно-образовательно-инновационной лаборатории «Системное психологическое консультирование и психотехники развития личности»

Номер документа: 25
Дата утверждения: 22.03.2018

1. «Социально-психологическое консультирование населения в экстремальных и кризисных ситуациях» Служба спасения-112 (С.В.Хребина, Н.М.Швалева).

2. «Гуманитарные технологии поддержки и развития психологического здоровья и безопасности населения г.Пятигорска» (Н.М.Швалева, Л.Б.Воронкина, С.И.Оксанич).

3. Разработан проект 2.3.20 «Они нуждаются в нашей помощи» - для подготовки волонтеров с целью оказания экстренной и кризисной психологической помощи (С.И.Оксанич, А.Д.Тырсикова, Л.Б.Воронкина).

4. «Непрерывное психологическое образование «Школа психологической культуры» (рук. проекта Н.М.Швалева, Т.Н.Песоцкая, Я.М.Селина).

5. Психологическая безопасность школьника: стратегии и техники формирования. (Н.М.Швалева, А.В.Мясоедова, Л.В.Пищулина, Я.М.Селина).

6. Инновационный метод развития психотехнического мышления и гуманитарной позиции психолога-практика: инновационная технология «Психолог как гуманитарный технолог».

7. Разработана программа «Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ» как форма повышения квалификации педагогов-психологов СКФО. Н.М.Швалева, Л.Б.Воронкина, А.В. Мясоедова. 

Основные направления НИР

• Выполнение фундаментальных и прикладных исследований и проектных разработок в области психологического консультирования, создания психологической практики в образовании, социальной сфере.

• Организация и проведение дополнительных учебных курсов и программ по психологическому консультированию, практической психологии, повышение квалификации преподавателей, студентов, практических психологов и психологов-консультантов.

• Организация и проведение научных и научно-методических конференций, симпозиумов, семинаров, обеспечение работы учебно-производственных центров, выставок, ярмарок научно-исследовательских и проектных результатов и продуктов.


Результаты НИР

В соответствии с «Программой стратегического развития на 2012-2016 гг.» разрабатываются и апробируются гуманитарные технологии, создаются инновационные методы и образовательные программы, методы и технологии системного психологического консультирования.

В образовательной деятельности:

- реализуется проект «Они нуждаются в нашей помощи: подготовка волонтеров для оказания кризисной и экстренной психологической помощи в соответствии с Международными стандартами» (С.И.Оксанич, Л.Б.Воронкина) на уровне ВПО и магистратуры, разработано 15 УМК, включающих основные компетенции специалиста помогающей деятельности в области консультативной психологии.

-.проект «Кризисное консультирование», исполнитель – доц. С.И.Оксанич, реализован: апрель – май 2013 г., январь -2014 г., ноябрь 2014. участники – студенты вузов региона КМВ, практические психологи Службы спасения-112» г. Пятигорска, СКФО.

-.проект «Служба спасения 112. Социально-психологическое консультирование населения в экстремальных и кризизных ситуациях» (авторы - С.В.Хребина, Н.М.Швалева). Реализован – сентябрь 2013г.


Научно-исследовательская деятельность

1. Проект 4.1: Научно-исследовательский проект «Гуманитарные технологии поддержки и развития психологического здоровья и безопасности населения г. Пятигорска». Проведен круглый стол: «Проблемы профилактики экстремизма и терроризма на Северном Кавказе: философские и психологические аспекты» в рамках Конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру», Пятигорск, 2013.

2. Подготовка и участие в Международном открытом грантовом конкурсе «ПРАВОСЛАВНАЯ ИНИЦИАТИВА 2014-2015». Тема проектного предложения: «Реализация комплексной программы укрепления и сохранения духовно-нравственного здоровья и благополучия подростков группы риска развития кризисных состояний» «Солнечный мир» (автор Н.М.Швалева).

3. Проведение II Региональной научно-практической конференции «Субъектный подход к социализации личности школьника с проблемами психологического и соматического здоровья» (30 сентября 20014 г).

4. Участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Идеологические и психологические основы профилактики и предупреждения экстремизма и терроризма в современной России».

5. 13-14 ноября 2014 года в республике Дагестан, г. Махачкала, Дагестанский государственный университет была опубликована статья: С.В.Хребина, Н.М.Швалева «Программа повышения квалификации «Социально-психологическое консультирование населения в экстремальных и кризисных ситуациях: Служба спасения 112».


Научные кружки и проблемные группы

1. Функционирует проблемная группа для магистрантов программы «Психологическое консультирование и психотехники развития личности». Проблема: «Субъектный подход в практике психологического консультирования».

2. Осуществляется руководство дискуссионным клубом «Ресурс развития».

3. Проводится научный семинар для аспирантов и магистров «Постнеоклассическая парадигма психологической практики».


Воспитательная работа

Данное направление деятельности лаборатории осуществляется в рамках разработанного проекта «Гуманитарные технологии поддержки и развития психологического здоровья и безопасности населения Юга России» в рамках комплексной инновационной программы ПГЛУ «ПРОФИ-СОЦИ-ЛИНГВА».


Реализуются производственные проекты на основе договоров с ПГЛУ:

Подготовлены и реализуются следующие программы:

1. Н.М.Швалева осуществляет научное руководство Краевой опытно-экспериментальной площадкой, двумя городскими опытно-экспериментальными площадками.

2. Федеральная стажерская площадка по теме: «Реализация личностно-развивающих психолого-педагогических технологий в учебном модуле «Государственная политика в системе общего образования РФ» по СКФО» как реализация психологических технологий непрерывного психологического образования, разработанных кафедрой психологического консультирования, НОИЛом кафедры и коллективом МОУ Лицея №15 г.Пятигорска(научный руководитель: Н.М.Швалева).

3. Краевая опытно-экспериментальная площадка «Субъект-центрированная модель качества образования в образовательных учреждениях как условие сохранения психологического здоровья обучающихся» (научный руководитель: Н.М.Швалева).

4. Городская опытно-экспериментальная площадка «Индивидуальная траектория развития гуманитарной позиции школьника как основа его психологического здоровья и потребности в личностном росте» (научный руководитель Н.М.Швалева).

Опытно-экспериментальная деятельность МКОУ лицея №15 в 2013 г.:

Награждена Дипломом «ШКОЛА - ЛАБОРАТОРИЯ ИННОВАЦИЙ» редакцией журнала «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования» и издательством «Эффект-пресс» за инновационную разработку «Роль субъектного способа жизнедеятельности в становлении и развитии психологически здоровой личности на этапе школьного детства».

5. Подготовлено 8 проектов по результатам ОЭР на экспериментальных площадках МКОУ лицей №15 г.Пятигорска (Н.М.Швалева, Я.М.Селина, аспиранты, магистранты, психологи-стажеры – выпускники факультета психологии ПГЛУ, студенты). Лысенко А.В. выполнила проект «Психологический комплекс для детей и взрослых «Солнечный мир» (научный руководитель: Н.М.Швалева), заняла 2 место в ежегодном смотре-конкурсе «Инновационный потенциал университетской молодежи». 25 ноября 2014 года А.В.Лысенко приняла участие в финале краевого конкурса "Лучший педагог-психолог", организатором которого стало Министерство образования и молодёжной политики Ставропольского края, Институт образования и социальных наук СКФУ, Краевой психологический центр и удостоилась Диплома 1 степени. 



онлайн регистрация