• ПГУ
  • Новости
  • Международная научно-практическая конференция, посвященная 65-летию ПГЛУ

Международная научно-практическая конференция, посвященная 65-летию ПГЛУ

ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет"
ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет"
21.04.2004
Программа Международной научной конференции "Классическое лингвистическое образование в современном мультикультурном пространстве", посвященной 65-летию Пятигорского государственного лингвистического университета. 22-23 апреля 2004 г. Пятигорск ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ: Давыдов Ю.С. (председатель) - член-корреспондент РАО, профессор, ректор Пятигорского государственного лингвистического университета. Барышников Н.В. (зам.председателя) - профессор, первый проректор Пятигорского государственного лингвистического университета. Горбунов А.П. (зам.председателя) - профессор, проректор по научной работе Пятигорского государственного лингвистического университета Грейдина Н.Л. (зам.председателя) - профессор, зав. кафедрой классической филологии и риторики Пятигорского государственного лингвистического университета ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОМИТЕТА: Колядин А.П. - профессор, проректор по экономическим вопросам Пятигорского государственного лингвистического университета. Кондракова Э.Д. - доцент, проректор по воспитательной работе Пятигорского государственного лингвистического университета. Гранкин А.Ю. - профессор, проректор по связям с общественностью и организационным вопросам Пятигорского государственного лингвистического университета. Пронченко Е.Н. - доцент, начальник Управления международных связей Пятигорского государственного лингвистического университета. Сарана Т.П. - доцент, директор Центра информационных и образовательных технологий Пятигорского государственного лингвистического университета. ПОРЯДОК РАБОТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "Классическое лингвистическое образование в современном мультикультурном пространстве" 21 апреля, среда Заезд участников конференции 22 апреля, четверг 9.00 - 9.50 - Регистрация участников конференции в фойе главного корпуса ПГЛУ (пр. Калинина, 9) Выставка-продажа научной, учебной, учебно-методической литературы 10.00 - Пленарное заседание: Открытие конференции. Приветственное слово ректора ПГЛУ, члена-корреспондента РАО, проф. Ю.С. Давыдова. Приветственное слово первого заместителя председателя правительства Ставропольского края, руководителя Администрации КМВ В.И. Михайленко. Приветственное слово министра образования Ставропольского края А.Е. Шабалдаса. Приветственное слово ректора Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина проф. Ю.Е. Прохорова. Приветственное слово directeur d' "Alliance Francaise" Cerile Gerardon Приветственное слово Department Chair of Communication of London University, Professor A.Furnham. Приветственное слово руководителя Российской ассоциации риторов проф. В.И. Аннушкина. Приветственное слово президента Российской коммуникативной ассоциации (РКА) О.И. Матьяш и председателя комитета РКА по международному сотрудничесчтву C.А.Биби. Приветственное слово главы г. Пятигорска В.А. Шестопалова. 10.50 - 11.30 -доклады участников; 11.30 - 11.45 - кофейная пауза; 11.45 - 13.00 - продолжение пленарного заседания; 13.00 - 14.00- обед; 14.00 - 15.00 - мастер-классы: - проф. Н.Л. Грейдина: К элементам модернизации курса "Риторика"; - проф. В.И. Шульженко: Риторический дискурс в современной "Кавказиаде"; 15.00 - 16.00 - мастер-классы: - доц. Л.П. Власенко: Готы, готский язык и германистика; - доц. А.А. Мельничук, Е.С. Огородникова: Современная методология и античные дисциплины; 16.00 - 16.30 - кофейная пауза; 16.30 - 17.30 - Круглый стол (конференц-зал филфака). 23 апреля, пятница: 10.00 - 11.30 - секционные заседания (секции 1-5); 11.30 - 11.45 - кофейная пауза; 11.45 - 13.00 - продолжение работы секций; 13.00 - 14.00 - обед; 14.00 - 15.30 - секционные заседания; 15.30 - 15.45 - кофейная пауза; 15.45 - 17.00 - продолжение работы секций; 17.00 - 18.00 - заключительное пленарное заседание. Подведение итогов конференции; 18.00 -1 9.00 - торжественный ужин. 24 апреля, суббота 9.00 - экскурсии по городам Кавказских Минеральных Вод и достопримечательностям Северного Кавказа. 25 апреля, воскресенье Отъезд участников конференции. РЕГЛАМЕНТ КОНФЕРЕНЦИИ Доклад на пленарном заседании до 15 мин. Доклад на заседании секции до 10 мин. Выступление в ходе дискуссии до 5 мин. ПЕРЕЧЕНЬ СЕКЦИЙ КОНФЕРЕНЦИИ Секция 1. Коммуникативные проблемы лингвистики. Секция 2. Риторическое образование в современном мире. Секция 3. Психологические, социальные, гуманитарные и прикладные аспекты лингвистики. Секция 4. Методические, психологические технологии обучения. Секция 5. Информационные мультимедийные технологии обучения. ПРОГРАММА РАБОТЫ ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ И СЕКЦИЙ КОНФЕРЕНЦИИ Пленарное заседание 22 апреля 2004 г. 10.20 - Доклады Furnham A. (London University), Department Chair of Communication: Nonverbal basis of communicative discourse. Аннушкин В.И. (Москва, Гос.ИнРЯ им. А.С. Пушкина), профессор, заведующий кафедрой русского языка и культуры речи: Риторика в составе коммуникативных дисциплин. Грейдина Н.Л. (Пятигорск, ПГЛУ), профессор, заведующая кафедрой классической филологии и риторики: Классическое лингвистическое образование: основные проблемы современного этапа. Морозова А.Н. (Самара, СГПУ), профессор, заведующая кафедрой английского языка: Филологическая теория высказывания: синтаксическое направление. Кубанев Н.А. (Арзамас, АГПИ им. А.П.Гайдара), профессор, заведующий кафедрой английского языка и межкультурной коммуникации: Лингвострановедение как вузовская специализация. Мещерякова Е.В. (Волгоград, ВГПУ), профессор: Аффективно-эмоциональная направленность педагогичес-кого взаимодействия в языковом образовательном пространстве. Сарана Т.П. (Пятигорск, ПГЛУ), доцент, директор центра информационных и образовательных технологий: Интернет как среда и стимул обучения английскому языку. 13.00 - 14.00 - обед. 14.00 - 15.0 0- мастер-классы: - профессор Грейдина Н.Л.: К элементам модернизации курса "Риторика" (ауд. 435) - профессор Шульженко В.И.: Риторический дискурс в современной "Кавказиаде" (ауд. 235) 15.00 - 16.00 - Мастер-классы: - доцент Власенко Л.П.: Готы, готский язык и германистика (ауд. 8); - доцент Мельничук А.А., Огородникова Е.С.: Современная методология и античные дисциплины (ауд. 309). 16.00 - 16.30 - кофейная пауза. 16.30 - 17.30 - круглый стол (конференц-зал филфака) (руководитель проф. Н.Л. Грейдина) РАБОТА СЕКЦИЙ КОНФЕРЕНЦИИ 23 апреля 2004 года СЕКЦИЯ 1 КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ Руководители: д.ф.н., проф. Морозова А.Н. (Самара, СГПУ), д.ф.н., проф. Буров А.А. (Пятигорск, ПГЛУ) Абдусаламова А.М. (Махачкала). Коммуникативные проблемы лингвистики. Авдеева О.И. (Волгоград). Роль семантической синтагматики фразеологизмов в формировании дискурса. Аксюченко М.А. (Арзамас). Аксиологический аспект словосложения (на материале сложных прилагательных-компаративов в английском, немецком и русском языках). Алексеева М.Г. (Чебоксары). Иллокутивная направленность эллипсисов, образованных первой позицией личной формы глагола в первой позиции (на материале немецкого языка). Ашурбекова Т.И. (Махачкала). Коммуникативная организация предложения в рекламном тексте. Бердникова Л.П., Гурова Н.В. (Пятигорск). Коммуникация, культура, функция, интенция. Буров А.А. (Пятигорск). Новая реальность языковой картины мира в контексте номинационно-синтаксического семиозиса. Гордеева Т.А. (Пенза). О перспективах исследований в области фоностилистики региональных вариантов современного немецкого языка. Гусева Л.П. (Пятигорск). Некоторые особенности предложений в английском языке. Дмитриева Л.В. (Пятигорск). Прагматические функции высказываний "Do you mean…". Дорджиева Е.В. (Пятигорск). Особенности прагматических исследований языка. Дотмурзиева З.С. (Назрань). Прагматика социокультурного значения слова в англоязычном художественном тексте и прагматика его перевода. Евсеева И.В. (Лесосибирск). Полисемия производного слова: фреймовая организация Егорова О.Н. (Армавир). Типы повествования в историческом романе XIX столетия. Карсанова Н.В. (Владикавказ). Некоторые заметки о связи письменной и устной коммуникации. Кипа Е.В. (Пятигорск). Описание просодического оформления общевопросительных предложений в русско-кабардинской языковой параллели. Леонова И.Б. (Новосибирск). Роль регулятивных средств в процессе смысловой интерпретации художественного текста. Ломтева Т.Н. (Ставрополь). Роль и место нестандартной лексики в формировании идиостиля автора художественного текста. Ломтева Т.Н., Пальчун И.А. (Ставрополь). Лингвистические и экстарлингвистические детерминанты синонимической опции. Матвеева Г.Г. (Ростов). Товарный знак как речевой акт репрезентации. Мерешкова Х.Р. (Назрань). Статус предлога в английском языке и его функциональных эквивалентов в ингушском языке. Морозова А.Н. (Самара). Филологическая теория высказывания: синтаксическое направление. Немировская А.В. (Красноярск). Сравнительное изучение общности и специфичности метафор русского и турецкого языков. Никишина В.О., Слободченко Ю.Л. (Пятигорск). Средства выражения эффекта побуждения в рекламном тексте. Николаев В.П. (Пятигорск). Коммуникативная отграниченность текста делового письма. Одарюк И.В. (Гуково). Речевой стереотип с позиции прагмалингвистики. Правикова Л.В. (Пятигорск). Об основных направлениях аргументативной лингвистики. Ризаханова З.З. (Махачкала). О синтаксическом функционировании прилагательного и его семантике (на материале английского и лезгинского языков) Рябова М.Ю. (Кемерово). Грамматическое время и метафора (механизмы референции). Самойлова М.Н. (Ставрополь). Эпистемические глаголы. Стойкович Г.В. (Самара). Текст письма в коммуникативно-личностном аспекте. Темиракаева Н.Ю. (Пятигорск). К проблеме унификации терминологического аппарата в типологических исследованиях. Терехов С.А. (Пятигорск). О социальном аспекте речевого взаимодействия в коммуникативном контексте. Фролова В.А. (Чебоксары). Теория валентности в исследовании валентностных особенностей глаголов-фаунонимов. Цыбулевская А.В. (Ставрополь). Эмотивность арго в контексте параметров социолекта. Шабардина С.В. (Киров). Антонимия в терминосистеме права английского языка. Шаманова М.В. (Борисоглебск). Категория общения как одна из коммуникативных категорий. Щербаков К.М. (Кемерово). Прагматическая природа дейктической референции. СЕКЦИЯ 2 РИТОРИЧЕСКОЕ И КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Руководители: д.ф.н., проф. Аннушкин В.И. (Москва, Гос.Ин.РЯ им. А.С.Пушкина), д.ф.н., проф. Грейдина Н.Л. (Пятигорск, ПГЛУ). Акишина А.А., Бубнова А.П. (Москва). Развитие коммуникативных умений в курсах "Культура русской речи" и "Риторика". Аннушкин В.И. (Москва). Риторика в составе коммуникативных дисциплин. Величко Т.А. (Благовещенск). Профессионально-речевая культура специалиста как проявление его компетентности. Власенко Л.П. (Пятигорск). Классическое образование через древние языки и культуры. Гердт А.А. (Ростов-на-Дону). Готский язык и его место в германистике. Грейдина Н.Л. (Пятигорск). Классическое лингвистическое образование: основные проблемы современного этапа. Давыденко Л.Г. (Пятигорск). Формулы речевого этикета как необходимая предпосылка культуры общения. Евтюгина А.А. (Екатеринбург). Этос, логос, пафос как составляющие образа автора. Камышева С.Ю. (Волгоград). Лингвориторическая культура как часть профессиональной культуры юриста. Коэн О.Б. (Израиль). Из истории возрождения языка иврит. Кунижев М.А. (Пятигорск). К вопросу о методике составления учебного пособия по курсу "Древние языки и культуры (готский язык)". Липатова В.Ю. (Москва). Интроспективные основы обучения речемыслительной деятельности как способ модернизации современного риторического образования. Мельничук А.А. (Пятигорск). К работе с текстами мифологического содержания в процессе обучения латинскому языку и античной культуре. Морозова И.А. (Борисоглебск). Итоговое анкетирование как необходимая составляющая часть учебного курса риторики в вузе. Начерная С.В. (Тамбов). Топика в современной риторике: функциональный аспект. Никитина Е.С. (Москва). Риторика диалога. Типы слушателей. Никифорова Е.Б. (Волгоград). Проблемы восприятия пушкинского текста. Никульшина Н.Л. (Тамбов). Genre - and rhetoric - based approach to teaching English scientific discourse. Огородникова Е.С. (Пятигорск). Использование художественных произведений в обучении латинскому языку и античной культуре. Орлова Е.В. (Иваново). Роль риторики в подготовке современных медиков. Панкова И.М. (Ставрополь). Агрессивная направленность рекламного текста. Симакова Е.С. (Рязань). Пути повышения эффективности обучения риторике в средней школе. Тимонина И.В. (Магнитогорск). О методологическом потенциале инвенции и способах его реализации в практике преподавания риторики. Чернышева Е.Б. (Борисоглебск). Эмоционально-оценочные высказывания в общении дошкольников со сверстниками и взрослыми. Шарифуллин Б.Я. (Лесосибирск). Культурно обусловлен-ные речевые жанры в русском и английском коммуникативном пространстве. Шелагина Н.А. (Ставрополь). Специфика риторического образования на различных факультетах гуманитарно-технического вуза. СЕКЦИЯ 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ, ГУМАНИТАРНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ЛИНГВИСТИКИ Руководители: д.ф.н., проф. Кубанев Н.А.(Арзамас,АГПИим.А.П. Гайдара), д.ф.н., проф. Шульженко В.И. (Пятигорск, ПГЛУ) Айрапетова Е.Ю. (Ставрополь). Нормативное обеспечение и требования времени. Аристова И.С. (Нижний Новгород). "Переключение кодов" как коммуникативная стратегия британской аристократии ХIХ века. Гадышева О.В., Карагичева Л.А. (Волгоград). Лингвокультурные ценности в PR коммуникации. Евтюгина Ан. А. (Екатеринбург). Роль коммуникаций в социально-экономическом управлении. Иванищева (Мурманск). Проблема типологии словарей (к вопросу о компромиссах в лингвистике) Карнаухов О.В. (Тамбов). Versuch einer soziolinguistischen analyse. Der hybridisierung schirftlicher und mundlicher sprache im rahmen des virtuellen diskurses. Карпенко Д.А. (Ставрополь). К проблеме лингвистического анализа речевой деятельности. Крецан З.В, Шмырева Н.А. (Кемерово). Проблема организации воспитательной работы в образовательных учреждениях. Кубанев Н.А., Набилкина Л.Н. (Арзамас). Лингвострано-ведение как вузовская специализация. Кузнецова Т.М. (Екатеринбург). Внеаудиторная работа как средство формирования лингвокультурологической компетенции иностранных студентов. Мартыненко А.Г. (Краснодар). Социально-психологичес-кий портрет заговорщика в лингвистическом исследова-нии. Мещерякова Е.В. (Волгоград). Аффективно-эмоциональная направленность педагогического взаимодействия в языковом образовательном пространстве. Селиванова М.А. (Ставрополь). Гражданское воспитание студентов классического университета как фактор повышения мотивации профессионального самоопределения. Сотникова М.М. (Кемерово). Учет этнокультурной специфики образов языкового сознания как условие эффективности межкультурной коммуникации. Тимофеева Н.П. (Саратов). Факторы успешности межкультурной коммуникации в научном дискурсе (на материале английской экономической терминологии). Фришберг И.Д. (Челябинск). Синонимическая аттракция существительных и прилагательных как отражение языковой картины мира (на материале русского языка). Черногрудова Е.П. (Борисоглебск). Связь лингвистического и культурологического аспектов: понятие интертекстуальности. Шульженко В.И. (Пятигорск). Мемуаристика в "кавказском тексте" русской литературы (к проблеме авторской личности). СЕКЦИЯ 4 МЕТОДИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Руководители: д.ф.н., проф. Чиршева Г.Н. (Череповец, ЧГУ), д.ф.н., проф. Десяева Н.Д. (Саранск, МГУ). Варнавских Н.В. (Ростов). Количественные методы исследования в прагмалингвистике. Вахрушева С.Н. (Киров). Обучение иноязычному общению в контексте проблемного подхода. Горбунова Н.В. (Саратов). Роль кейс-метода в становлении личности специалиста. Гребенева А.А. (Пермь). Тематические группы этикетных формул приветствия, прощания, извинения в обучении русскому языку как иностранному. Десяева Н.Д. (Саранск). Анализ языковой ситуации и проблемы формирования культуры профессиональной речи педагога Дзидзоева З.Т. (Владикавказ). Язык и культура. Добрынина Е.Н. (Ставрополь). Генотипическая обусловленность индивидуально- типологического подхода в обучении иностранным языкам. Задорожная А.В. (Ставрополь). К постановке проблемы применения профессиографического подхода в подготовке преподавателей-лингвистов. Козина А.В. (Ставрополь). Средства самовыражения учителя в условиях устной речи. Митина М.В. (Нижний Новгород). Проблема установления показателей \критериев достигнутого уровня сформированности навыков и умений говорения (младший этап специализированного вуза). Никитина В.В. (Самара). Национально-культурная специфика сценария английской деловой коммуникации. Ракипова М.Ш. (Киров). Применение оценочных рубрик в США. Решке Н.А. (Пятигорск). Особенности национального менталитета в технологии обучения иностранному языку. Рогожина Т.А. (Ставрополь). Определение степени конституциональной детерминированности личностно-типологических проявлений у социально-депривированных подростков. Смирнова А.И., Первухина О.Г. (Пятигорск). Особенности управляемой и самостоятельной работы над интенсивным чтением. Сычева А.В. (Ставрополь). "Языковой портфель" для филологов применительно к условиям подготовки преподавателей иностранного языка в регионе. Ткачева А.Е. (Ставрополь). Метод и/или технология обучения? Тютюнник С.И. (Киров). Развитие коммуникативной компетенции студентов-филологов. Чиршева Г.Н. (Череповец). Коммуникативная активность как показатель билингвизма. Шиляева А.М. (Киров). О роли метода проектов в развитии коммуникативной компетенции при обучении английскому языку на факультете информатики. Яровая Л.С. (Пятигорск). О некоторых структурных и лексико-семантических особенностях английского языка и их учет в обучении студентов на занятиях по устной речи. СЕКЦИЯ 5 ИНФОРМАЦИОННЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Руководители: к.п.н., доц. Аниськин В.Н. (Самара, СГПУ), к.п.н., доц. Сарана Т.П. (Пятигорск, ПГЛУ). Аниськин В.Н. (Самара). Технологии мультимедиа в лингвистическом образовании. Лыскин Г.И. (Ростов-на-Дону). О коммуникативной мотивации участников виртуальных сетевых сообществ разработчиков программного обеспечения с открытыми кодами. Минькова Е.Н. (Ставрополь). Роль преподавателя в процессе обучения с использованием инфокоммуникацион-ных технологий. Сарана Т.П. (Пятигорск). Интернет как среда и стимул обучения английскому языку. Селина И.А. (Нижний Новгрод). Общение через интернет: новые возможности коммуникации и новые средства изучения языка. Стадульская Н.А. (Пятигорск). Новые информационные технологии и проблемы перевода. Съедин Ю.В. (Ставрополь). Методологические аспекты информатизации профессионального образования. Черненко Н.В. (Переславль). Понятие научной коммуникации: порождение информатических текстов. Ширшова О.В. (Ставрополь). Формирование профессиональной компетенции переводчика в условиях лингафонного класса на базе цифровых магнитофонов "Линк".