Кинофестиваль итальянского кино

ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет"
ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет"
11.11.2010

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ

15 ноября в 15.40 - «Жизнь прекрасна»
16 ноября в 15.40 - «Малена»
17 ноября в 15.40 - «Три метра над небом»
18 ноября в 15.40 - «Мой брат – единственный ребенок в семье»
19 ноября в 15.40 «Хлеб и тюльпаны»

Все фильмы на итальянском языке и имеют английские субтитры


Жюри фестиваля:

Инна Байдикова 503 ТиП
Динара Богатырёва 404 ТиП
Алёна Дзугаева 502 С Элла Карапетян 304 С
Вика Сорокина 403 Тим
Лали Шепиашвили 304 ТиМ


«Мой брат – единственный ребенок в семье» - 2007 год (Mio fratello e figlio unico) Режиссёр Daniele Luchetti Аччо -
настоящее проклятие семьи. Он неуправляемый, импульсивный, взрывной, до крови готовый отстаивать свою правоту в споре. Его брат Манрико - полная противоположность - харизматический красавец, душа компании и любимец родителей, но и опасный…. В маленький провинциальный итальянский городок врываются бурные 60-е и 70-е годы с их насыщенной политической и общественной жизнью, а братья взрослеют, непримиримо конфликтуют из-за разных политических взглядов: Аччо примыкает к фашистам, а Манрико – к коммунистам; они влюбляются в одну женщину, но, несмотря ни на что, остаются неразлучными.
В ролях: Элио Джермано, Риккардо Скамарико, Анджела Финоккьяро (100 минут, английские субтитры).

«Жизнь прекрасна» (La vita è bella) Режиссёр Roberto Benigni, 1997 год
В поисках удачи неунываемый Гуидо (Роберто Бениньи) отправляется в город. Очаровательный и искренний, он мечтает о собственном магазинчике и светлой любви. И однажды Гуидо встречает прекрасную Дору (Николетта Браски). Он должен завоевать её сердце! Для своей избранницы Гуидо соверщает невероятные поступки. Его искромётный юмор и непосредственность покоряют Дору, и рождается самая счастливая семья на свете! Спустя несколько лет, в 1939 году Гуидо и его маленький сын, как евреи, отправлены в концлагерь. И Гуидо должен решить проблему: как оградить сына от жестокой военной действительности? Он использует всё своё смелое воображение и несгибаемый дух ради тех, кого он любит. (114 минут, русский, итальянский языки) 3 «Оскара» Американской Киноакадемии!

 «Я не боюсь» (Io non ho paura) Реж. Gabriele Salvatores, 2001 (English s/t, 105 min.)
В конце семидесятых годов классик итальянских социальных фильмов Дамиано Дамиани снял остросюжетный триллер «Я боюсь». Эта картина была посвящена угрожающей, бесчеловечной атмосфере Италии семидесятых, когда по стране прокатилась волна террора и насилия. После «Красных бригад» самым употребляемым словом этого времени было слово «Мафия». «Я боюсь», - признавался итальянский полицейский за 10 минут до собственной смерти. Я боюсь того, что в любой момент меня могут убить….». «Я не боюсь» это своеобразный фильм-ответ этим словам, посвященным тому же времени, но снятым почти тридцать лет спустя. Сказать: «Я не боюсь» гораздо сложнее и страшнее, чем: «Я боюсь». Особенно, когда тебе 9 лет. Особенно, в момент осознания того факта, что мафия - это самые близкие тебе люди, отец, мать, вся деревня, в которой ты прожил свою короткую жизнь. (88 min. In russo e italiano)

Малена (Malena) Giuseppe Tornatore, 2000
Как и в "Кинотеатре "Парадизо", действие фильма "Малена" происходит в маленьком сицилийском городке во время Второй мировой войны. Малена (Моника Беллуччи) - красавица-вдова, наваждение мужчин и предмет зависти женщин. Жены распускают о ней грязные сплетни. Мужья преследуют ее по пятам и грезят о ней. Глазами влюбленного в нее подростка Ренато мы видим все перипетии ее жизни, пока муж Малены воюет на фронте. «Мне было 13, когда я увидел ее впервые. Прошло время, я любил многих женщин, и когда мы были близки, они спрашивали: буду ли я помнить их? И я говорил: да, я буду помнить вас. Но единственная, кого я никогда не забуду — та, которая никогда не спрашивала. Малена».

Хлеб и тюльпаны (Pane e tulipani) Режиссёр Silvio Soldini, 2000 год
Хлеб и тюльпаны Silvio Soldini, 2000 (112 мин., English s/t.) Итальянская эмоциональность и сентиментальная изысканность этой комедии не оставят вас равнодушными. Фильм проникнут тонким лиризмом и мягким обаянием, свойственным только итальянскому кинематографу. Домохозяйка Розальба отправляется с мужем и детьми на автобусную экскурсию. Случайно, оторвавшись от семьи, она попадает в Венецию - город своей мечты. И совершает нелогичные, по мнению семьи, поступки. Но обретенная свобода дарит ей не только новые ощущения и приключения. Героиня открывает для себя, что жизнь - это не только мужнины, рубашки, дети и уборка квартиры ... Она находит Любовь, которую уже давно казалось бы потеряла среди кастрюль на кухне.  Palme d’Or di Cannes 2001
В главных ролях: Нанни Моретти, Лаура Моренте (95 мин. на русском и итал.яз.)

«Комната сына» (La stanza del figlio) Режиссёр Nanni Morettti, 2001 год
Дружная семья из маленького итальянского городка. Отец Джованни, мать Паола и двое детей. Джованни – психоаналитик. Он принимает пациентов в кабинете, примыкающем к квартире. Всё, что он получает от своей работы – огромный список людских неврозов, находящийся в разительном контрасте с его собственной спокойной жизнью. Однажды воскресным утром Джованни получает срочный вызов от одного из пациентов. Он не может пойти на пробежку с сыном, как обещал. Андреа отправляется нырять с друзьями. Он не вернётся…Очень пронзительный фильм. Драма в жизни обычной итальянской семьи - потеря любимого сына, и невозможность примириться с этим, и необходимость заново научиться жить...

«Три метра над небом» (Tre metri sopra il cielo) Режиссёр Luca Lucini, 2005 год
«Три метра над небом» - это первая книга Федерико Мочча, ставшая в считанные дни после своего появления культовым романом итальянской молодежи. Книга разошлась огромными тиражами с невероятной скоростью. Эта романтическая комедия про отвергнутые чувства подростков не оставила равнодушным ни одного итальянца. В 2004 году режиссёр Лука Лукини снял одноименный фильм, который также увенчался огромным успехом. Баби - 18-летняя студентка-отличница, прекрасная дочь, но прежде всего она - безнадежный романтик, и ждет дня, когда в солнечных лучах появится ее рыцарь в сияющих доспехах. Степу – 19 лет, и он бродит по улицам с шайкой хулиганов: он ушел из дома, и его считают юным агрессором. Когда они видят друг друга, то встречаются два разных мира, и их владельцы инстинктивно ненавидят друг друга. Они из разных миров, но они полюбили друг друга. Теперь Баби не узнают даже родители, а Стэп внезапно открывает в себе качества, которые совсем не вяжутся с образом грубого мачо... Однако проходит всего лишь год и их история превращается в мечту. Но этому не суждено продлиться долго… (99 минут, English s/t ) "- Я счастлива. Мне никогда-никогда не было так хорошо. А тебе? - Мне? - обнимает её Стэп, - мне просто прекрасно. - Кажется, что можно достать до неба. - Нет, даже не так. – А как? - Выше. Три метра над небом."

«Чувство» (Senso) Режиссёр Luchino Visconti, 1957 (118 минут. (in italiano)
Это первая картина режиссёра Лукино Висконти, снятая в цвете, экранизация рассказа Camillo Boito. Венеция, 1866 год, последние дни австро-венгерской оккупации. Итальянские партизаны готовят освобождение города. Именно в это время между красавцем-офицером австрийских оккупационных войск (Ферли Грейнджер) и очаровательной замужней венецианской графиней, патриоткой (Алида Вали) разгорается страстный любовный роман… Ну надо же было такому случиться... Помощниками режиссёра в этом фильме были Франческо Рози и Франко Дзеффирелли – всемирно известные впоследствии кинорежиссёры. (93 мин. (with italian s/t)

«Дорога» (La strada) Режиссёр Federico Fellini, 1954 год
Композитор Нино Рота
В главных ролях Феллини снял свою супругу Джульетту Мазину и малоизвестного тогда актёра Энтони Куина. Фильм получил полный и безоговорочный успех: более пятидесяти наград, в числе которых «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля и премия «Оскар» 1957 года за лучший иностранный фильм. Эта удивительная по силе и талантливости картина Феллини, вышедшая на наши экраны в 1967 году под названием "Они бродили по дорогам", является безусловным кино шедевром. Это фильм о нечеловеческой жестокости и человеческом страдании, о непростых отношениях немножко сумасшедшей, немножко святой, взъерошенной, смешной, неуклюжей и нежной Джельсомины (Джульетта Мазина) и мрачного, массивного, грубого и звероподобного Дзампано (Энтони Куин) - женщины и мужчины, совершенно чуждых друг другу, но волею судеб, неизвестно почему, оказавшихся вместе.

«Окно напротив» (La finestra di fronte) Режиссёр Ferzan Ozpetek, 2004 год

День Джованны с утра до вечера заполнен трудом: она работает на птицефабрике, воспитывает двоих детей, стряпает и убирает в доме, а по вечерам выпекает пирожные для соседнего кафе. Однажды муж Джованны Филиппо приводит в дом пожилого мужчину, потерявшего память. Теперь молодой женщине приходится ухаживать и за новым постояльцем. Поначалу он ее раздражает, но чем больше она общается с ним, тем больше проникается любопытством к этому загадочному утонченному человеку, совсем не похожему на ее доброго и очень ординарного мужа. Постепенно Джованна узнает тайны прошлого своего постояльца и, незаметно для самой себя, переносит на него свои мечты об идеальном мужчине, который мог бы наполнить ее жизнь смыслом и счастьем… (106 min. English s/t)


Кино Италии

Италия – это не только цезари, гладиаторы, Колизей, мафия, Феррари, пицца и прочее, но и страна с удивительно богатым миром культуры - в прошлом и в настоящем. Говоря о кино Италии, в памяти сразу же возникают имена Росселлини, Феллини, Висконти, Пазолини, Бертолуччи, Антониони...

Кино Италии в своём становлении прошло несколько этапов, первым из наиболее значительных был неореализм. Исполнителями ролей в фильмах неореализма были непрофессионалы. Как говорил сценарист Чезаре Дзаваттини, героем фильма становился любой итальянец, "взятый наугад из телефонной книги". Никакой уступки красивости! - таков был девиз итальянских неореалистов.

Среди картин, признанных шедеврами мирового кино - "Рим открытый город» Роберто Росселлини, «Одержимость» и «Земля дрожит» - Лукино Visconti, «Похитители велосипедов» и «Чудо в Милане» - Витторио De Sica. Авторское кино Италии получило всемирную известность благодаря режиссёрам Росселлини, Феллини, Антониони, Висконти, Pietro Germi, Пазолини, Бертолуччи: их фильмы, созданные в разных стилях, иногда полные абстракций, метафор, мистики, навсегда вошли в золотой фонд мирового кино и стали источником вдохновения для новых поколений режиссёров. Возможно, кто-либо из вас видел совершенно феерические, ни на что не похожие фильмы-фантазии Феллини - «Восемь с половиной», Satyricon, Amarcord, Il Casanova, «И корабль плывёт», или фильмы Висконти - Чувство, Рокко и его братья, Леопард, Падение богов, Смерть в Венеции, или каверзные, интеллектуальные фильмы Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже» и «Конформист».

Лучшими фильмами жанра социально-политического кино Италии, возникшего под влиянием студенческих волнений конца 60-х годов, признаны - «Salvatore Giuliano» и «Дело Маттеи» - Francesco Rosi - «Расследование по делу гражданина вне всяких подозрений» и «Рабочий класс идёт в рай» режиссёра Elio Petri, а также фильм – расследование Дамиано Дамиани - «Признание комиссара полиции прокурору республики», экранизация знаменитого романа Леонардо Шаша о мафии «День совы».

Комедия по-итальянски, это выражение родилось под влиянием фильма Пьетро Джерми - «Развод по-итальянски» с Marcello Mastroianni e Stefania Sandrelli в главных ролях.
Первым образцом комедии по-итальянски считается фильм Марио Моничелли «Злоумышленники неизвестны». Western all'italiana или спагетти western - особый итальянский жанр, созданный Sergio Leone.

Многие из вас, наверное, смотрели его «долларовую» трилогию: «За пригоршню долларов», «И ещё за несколько долларов» и «Хороший, плохой, злой». Музыку ко всем трём фильмам написал композитор Ennio Morricon, а в главной роли этой трилогии снялся мало кому известный в то время Clint Eastwood. Фильм «Хороший, плохой, злой» считается лучшим вестерном в истории кинематографа. На смену прошлым легендам кино приходят новые талантливые артисты, режиссёры и сценаристы. Сегодня самая знаменитая актриса Италии – это Моника Белуччи, занявшая пьедестал кинозвезды Софии Лорен. Джованна Медзоджорно, также востребованная актриса, известна кинолюбителям по фильму «Любовь во время холеры» с Хавьером Бардемом. Из современных актёров стали знамениты Рауль Бова, Стефано Корси, Ким Росси Стюарт, пришедшие на место Мастроянни, все трое - обладатели прекрасной внешности, а также Карло Вердоне, замечательный актёр в фильмах «Учебник любви» и «Итальянцы».

Необычайно популярен Серджио Кастеллито, сыгравший сотни ролей, в том числе в фильмах «Париж, я люблю тебя», «Голубая Бездна» Люка Бессонна и «Хроники Нарнии, Принц Каспиан». Кастеллито поставил свой пронзительный фильм «Не уходи» с Пенелопой Крус в главной роли и был удостоен нескольких пальмовых ветвей. Жемчужиной итальянского кино принято считать Джузеппе Торнаторе, обладателя премии Оскар за фильм «Новый кинотеатр Парадизо». Сицилийское происхождение Торнаторе во многом определило географию его картин: «У всех всё хорошо» с Марчелло Мастроянни; «Малена» с Моникой Беллуччи, где снова речь идёт о Сицилии; и «Незнакомка» с Ксенией Раппопорт, сыгравшей роль пронзительной и шокирующей одинокой женщины.

Фраза «Если человек талантлив, то он талантлив во всём» совершенно точно относится к режиссёру Габриэлю Сальваторесу. В 1991-м его комедия «Средиземное море» получила Оскар как лучший зарубежный фильм. Фильм необыкновенно ярко передал умение итальянцев наслаждаться жизнью в полной мере. В 1997 году он поставил боевик «Нирвана» с Кристофером Ламбертом в главной роли. А его драма «Я не боюсь» посвящена угрожающей, бесчеловечной атмосфере Италии 70-х годов. когда по стране прокатилась волна террора и насилия.

Турецкий режиссёр Ферзан Озпетек, переехавший в Италию, автор известных картин: «Окно напротив» с Джованной Медзоджорно и Раулем Бова. Этот фильм заставляет задуматься не только о семье и соблазне, способным её разрушить, но и о сочувствии и человечности.

Ну и на десерт очаровательная тенденция современного
 итальянского  кино. По книгам культового писателя Федерико Мочча, пишущим о подростках и для них, уже снята трилогия: «Три метра над небом»,  «Я тебя хочу» и, самый успешный, «Прости за любовь».

Все три книги, как и фильмы очень близки и понятны каждому вне зависимости от возраста.
Текущие события
окончание 1декабря 2020