• ПГУ
  • Новости
  • Открытие бюста профессору Селихановичу Александру Брониславовичу

Открытие бюста профессору Селихановичу Александру Брониславовичу

ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет"
ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет"
Открытие бюста  профессору  Селихановичу Александру Брониславовичу
18.11.2010
Можно открыть любой педагогический энциклопедический словарь или вбить в строке «поиск» в любой поисковой системе в Интернете и получить примерно следующую информацию об этом незаурядном и известном профессоре.

Селиханович Александр Брониславович (1880-1968)

Александр Брониславович родился 28 февраля в 1880 г. в с. Хабно, Киевской губернии. Учился сначала в Мозырской, а затем в Нежинской гимназии, куда был принят на стипендию с обязательством поступить после окончания в Нежинский историко-филологический институт. После окончания гимназии с золотой медалью, и выполняя обязательство, в 1898 г. Александр Брониславович поступил в Нежинский институт на историческое отделение, но в 1901 г. перевёлся в Киевский университет. Там А.Б. Селиханович специализировался на психологии и философии, работал под руководством профессора Г.И. Челпанова.

Университет Александр Брониславович окончил в 1905 г. с серебряной медалью. Ею А.Б. Селихановича наградили за сочинение «Учение Канта и Юма о причинности». Благодаря этому сочинению Селихановичу была предоставлена возможность остаться при университете на кафедре философии для подготовки к профессорскому званию.

С этого времени он начинает преподавать в средней школе литературу. С 1906 по 1916 гг. Александр Брониславович преподавал в Киевской первой и четвёртой мужских гимназиях философскую пропедевтику и русский язык. Его учениками были К.Г. Паустовский и М.А. Булгаков. В повести «Далёкие годы» К. Паустовский с большой теплотой отзывается о А.Б. Селихановиче.
«Он, - пишет К. Паустовский, - «промыл» перед нами русскую литературу, как опытные мастера-реставраторы промывают картины. Он снял с нее пыль и грязь неправильных оценок, равнодушия, казенных слов и скучной зубрежки…От Селихановича мы узнали многое. Он открыл нам не только русскую литературу. Он открыл нам эпоху Возрождения и европейскую философию XIX века, сказки Андерсена и поэзию «Слова о полку Игореве»…

 Попутно Селиханович учил нас вежливости и даже деликатности». «У Селихановича, - продолжает К. Паустовский, - был редкий дар живописного изложения. Самые сложные философские построения в его пересказе становились понятными, стройными и вызывали восхищение широтой человеческого разума».

В женских гимназиях города Киева А.Б. Селихановича преподавал педагогику и историю педагогики. Александр Брониславович увлекался педагогической работой, хотя подготовка к урокам занимала много времени. Он старательно изучал психологию, логику и педагогику, что дало возможность в 1912 г. выдержать магистерский экзамен, а в 1913 г. получить звание приват-доцента философии.

С 1913 по 1916 гг. Александр Брониславович читал курсы лекций и вёл семинары в Киевском университете, одновременно преподавал педагогику в Киевском Фребелевском педагогическом институте. Он внимательно изучал теорию и практику дошкольного воспитания, педагогические теории и практику преподавания психологии и педагогики в гимназиях. Данные исследования дали Александру Брониславовичу материал для его научных работ по психологии и педагогике. В «Очерках общей педагогики» (1912 г.), учебном пособии для женских гимназий, учительских институтов и семинарий, автор с гуманистических позиций раскрыл понятие воспитания, содержание педагогического процесса применительно к дошкольному и младшему школьному возрастам. А.Б. Селиханович издал «Философскую пропедевтику в средней школе» (1913 г.) – конспект лекций по истории философских учений древнего мира, средневековья и новой истории; «Психологию нравственных переживаний» (1913 г.). В «Истории педагогики на Западе в России» (1917 г.), учебном пособии для женских гимназий, А.Б. Селиханович рассматривал педагогические взгляды Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Ф. Гербарта, Ф. Фребеля, Ф. Дистервега, Г. Спенсера, Д. Дьюи в тесной связи с всеобщей историей, культурой и философией.

А.Б. Селиханович большое внимание уделял истории педагогической мысли и школы в России XIX века, педагогическому творчеству Л.Н. Толстого, Н.А. Корфа, С.А. Рачинского, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, экспериментальной педагогике. Педагог написал работу «Что такое трудовая школа» (1924 г.), посвященную проблемам трудового воспитания, и пособий: «Введение в философию» и «Лекции по психологии» (1927 г.). Он вел большую лекционную деятельность, обращаясь к тематике нравственного воспитания.

В 1916 г. Александр Брониславович перешёл на работу на Тифлисские высшие женские курсы. В 1918 г. они были преобразованы в Закавказский университет, где А.Б. Селиханович работал в звании доцента на кафедре философии и педагогики.
В 1919 г., когда Закавказский университет был ликвидирован грузинскими меньшевиками, основная группа его преподавателей переехала в Баку, где и положила начало открытию Азербайджанского университета. Александру Брониславовичу выпала честь стать одним из организаторов этого университета. Здесь он читал курсы по психологии, введению в философию, логике, истории древней философии, истории новой философии, педагогики и истории педагогики.

В 1922 г. Александр Брониславович по совместительству занял пост председателя Научного Совета Наркомпроса Азербайджанской ССР. В этой должности он состоял до 1924 г. до предоставления годичной командировки для научной работы в Москву. Этот год Александр Брониславович посвятил изучению педагогики К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, а также диалектического материализма. После возвращения из командировки А.Б. Селиханович работал инспектором в Наркомпросе Азербайджана до конца 1926 г. За время работы в Баку Александр Брониславович написал и напечатал работы «Что такое трудовая школа» и «Маркс как воспитатель». Последняя работа была первым систематическим изложением педагогических взглядов К. Маркса.

В 1926 г. Александр Брониславович принял приглашение от Наркомпрса Узбекистана участвовать в организации первого Узбекского института в г. Самарканде. Перейдя в этот институт в качестве заведующего учебной частью, он проработал там в течение пяти лет до 1931 г. В этом же году исполнилось 25 лет его научно-педагогической деятельности.

В 1931-33 гг. Александр Брониславович работал сначала в Педагогическом институте г. Владикавказа, а затем в Псковском педагогическом институте. В это время началось ухудшение состояния его здоровья. Результатом малярии, полученной в Узбекистане, стали склероз и ослабление зрения. Врачи посоветовали ему сократить умственную работу. Педагог решил сосредоточиться на исследовательской работе и перешёл в Крымский Научно-исследовательский институт, где заведовал сектором педагогики. Однако Крым мало помог здоровью профессора, и в 1935 г. он переехал в Кисловодск.

В Кисловодске А.Б. Селиханович читал лекции в санаториях, а затем работал методистом лекционного бюро. Его зачислили сверхштатным научным сотрудником в Институт школы при Наркомпрсе РСФСР и изучал одну из лучших школ в союзе – Усманскую начальную школу. Между тем, здоровье профессора крепло, зрение стабилизировалось, малярия прошла, и в 1940 г. Александр Брониславович стал читать лекции по педагогике и истории педагогики в Пятигорском педагогическом институте.

Научная работа Александра Брониславовича в ПГПИ была в основном сосредоточена на подготовке курса лекций по педагогике. Во время оккупации Пятигорска немецко-фашистскими оккупантами, он оставался в городе. 25 февраля 1946 г. Александра Брониславовича утвердили заведующим кафедрой педагогики в связи с переходом П.Н. Пипунырова на другую работу. Во время работы в ПГПИ профессор Селиханович проявил себя как хороший лектор, знающий свой предмет научный работник. Научно-исследовательскую работу профессор вёл на тему «Правила для учителей и их влияние на моральное развитие учащихся». Он все свои силы и разносторонние знания отдавал любимому педагогическому делу. Он воспитал немало прекрасных педагогов. Многие его ученики стали докторами и кандидатами наук, профессорами и доцентами. 2 октября 1945 г. за долголетнюю и плодотворную работу по подготовке педагогических кадров Александр Брониславович Селиханович был награждён значком «Отличник Народного Просвещения». До 1957 года А.Б. Селиханович работал в должности профессора на кафедре. Он сыграл важную роль в работе двух базовых школ нашего вуза: №8 (женская) и №1 (мужская), в которых проходили практику студенты как педагогического, так и учительского института.

Умер Александр Брониславович 11 апреля 1968 года.

Ученики профессора Селихановича подчеркивают, что он умел восхищаться людьми. Он искренне радовался успехам своих учеников и коллег по работе. Благодаря своему большому педагогическому опыту, эрудиции, он всегда давал ценные советы и дружеские наставления.


Непосредственное участие в создании  бюста  приняли такие известные люди как писатель-сатирик, теле- и радиоведущий Виктор Шендерович и драматург-постановщик Анатолий Глазачев.

Фотоальбом >>