• ПГУ
  • Новости
  • Заседание Совета ректоров высших учебных заведений СКФО с участием А.Г.Хлопонина

Заседание Совета ректоров высших учебных заведений СКФО с участием А.Г.Хлопонина

ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет"
ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет"
25.11.2013

22 ноября 2013 года в ПГЛУ состоялось заседание
Совета ректоров высших учебных заведений
Северо-Кавказского федерального округа
с участием заместителя председателя правительства
Российской Федерации - полномочного представителя
Президента России в Северо-Кавказском федеральном округе
ХЛОПОНИНА Александра Геннадиевича

В работе Совета ректоров также приняли участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) КРАВЦОВ Сергей Сергеевич, его заместители БИСЕРОВ Александр Юрьевич и МУЗАЕВ Анзор Ахмедович,  начальник управления по надзору за федеральным законодательством прокуратуры Республики Дагестан РЕШЕТНИКОВ Сергей Николаевич, а также представители наиболее крупных работодателей и студенческих организаций СКФО: генеральный директор ОАО «Курорты Северного Кавказа» ВЕРЕЩАГИН Сергей Викторович и председатель Студенческого координационного совета Северо-Кавказского федерального округа ВАРТАНОВ Армен Владимирович. 

Было рассмотрено три запланированных вопроса:

1. Об активизации сотрудничества вузов Северо-Кавказского федерального округа и работодателей в области совершенствования подготовки высококвалифицированных практикоориентированных кадров с учетом стратегических потребностей развития Северо-Кавказского федерального округа

2. О взаимодействии высших учебных заведений Северо-Кавказского федерального округа с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки

3. Организационные вопросы.

В рамках первого вопроса выступили ректор Северо-Кавказского федерального университета А.А. Левитская, ректор Пятигорского государственного  лингвистического университета, председатель Совета ректоров СКФО А.П. Горбунов, ректор Северо-Кавказского горно-металлургического института (Государственного технологического университета) Н.Е. Шубин, ректор Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова М.М. Шахмурзова, и.о. ректора Дагестанского государственного университета М.М. Гасанов, ректор Невинномысского государственного гуманитарно-технический института С.В. Фролко. 

По данному вопросу было принято Постановление, в котором упор делается на следующие наиболее важные моменты.

Была принята общая согласованная позиция –  курс на активизацию содержательного взаимодействия вузов СКФО с работодателями и их объединениями по вопросам развития высшей школы, повышения уровня фундаментальности и практикоориентированности подготовки её выпускников, совершенствования основных и дополнительных образовательных программ в соответствии с кадровыми потребностями развития Российской Федерации в целом, Северо-Кавказского федерального округа, каждого из входящих в его состав субъектов Федерации. Успех высшей школы сегодня во многом заключается во взаимодействии с работодателем. Основной упор в этом сотрудничестве необходимо делать на подписание комплексных договоров с основными работодателями, ориентированных на развитие инновационных производств, создание передовых систем совместной разработки, продвижения и обслуживания интеллектоёмких продуктов, услуг, технологий, сервисов, бизнес- и социальных практик, на целевую и «точечную» подготовку и переподготовку кадров, на согласование стандартов, учебных планов и программ, аттестацию выпускников и оценку их реального производительного потенциала.

При этом само сотрудничество высших учебных заведений СКФО с работодателями следует развивать по следующим основным линиям:

  • Совместное выявление потребностей в кадрах на рынке труда
  • Совместное формулирование требований, квалификационных характеристик и разработка на их основе профессиональных стандартов
  • Совместное участие в научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах представителей от вузов, работодателей, представителей кадровых агентств и студентов
  • Совместное обсуждение и определение тематик курсовых и выпускных квалификационных работ в соответствии с требованиями работодателя и направлениями деятельности предприятий
  • Организация практик и стажировок студентов
  • Проведение собеседований и мастер-классов совместными усилиями работодателя и вуза
  • Привлечение работодателей к обязательному участию в составе аттестационных комиссий при защите выпускных квалификационных работ студентов и сдаче государственных экзаменов
  • Мониторинг карьеры выпускников вуза на основании сведений работодателей
  • Создание базовых кафедр, осуществляющих практическую подготовку студентов на базе предприятий
  • Развитие сетевых форм взаимодействий вузов и предприятий, в том числе создание и реализация совместных образовательных программ
  • Внедрение практик прикладного образования

А также необходимо внедрять новые подходы к целевому обучению, определенные в Федеральном законе об образовании, вступившем в силу с 1 сентября 2013 года, и расширять спектр относительно краткосрочных образовательных программ (в том числе сетевого типа, в форме совместных корпоративных университетов) в сфере ДПО, переподготовки и повышения квалификации в рамках непрерывного образования, концепции «lifelong-learning» («обучение в течение всей жизни»). 

Следует исходить из того, что во взаимодействии вузов и работодателей нельзя ориентироваться только на текущие, узкопрагматические задачи, на удовлетворение лишь текущих, сиюминутных потребностей в кадрах, профессиях, должностях, а необходимо одновременно с усилением в подготовке кадров практикоориентрованности и прикладной направленности усиливать и ее фундаментальность, передовую методологическую основу, готовить кадры нового типа, способные самостоятельно создавать себе рабочие места высокопроизводительного типа и демонстрировать высокий уровень результативности и эффективности.

Поэтому сейчас требуется сместить акцент на освоение выпускниками вузов особого рода знаний и компетенций - а именно знаний и компетенций управления с извлечением и использованием производительной ценности новых знаний в любых областях деятельности и любых конкретных ситуациях с пониманием всего универсального контекста деятельности, что достигается благодаря активному участию студентов уже в период обучения в создании реальных технологий инновационного типа, превращении их в объекты интеллектуальной (инновационной) собственности и введении их в хозяйственный оборот.

В развитии сотрудничества вузов СКФО и работодателей следует активно использовать передовой зарубежный опыт, проводя студентов через современные формы обучения и производственной практики в научно-образовательных центрах и хозяйственных организациях (на предприятиях) в зарубежных странах, вместе с тем создавая на российских предприятиях, в организациях, фирмах организационно-технологические и институциональные условия для развития инноваций и реализации выпускниками вузов своих новых способностей и компетенций.

В этой связи вузы совместно с работодателями должны не только эффективно и продуктивно разделить и объединить между собой функции по развитию производства новых знаний, извлечению и практическому использованию их преобразовательной ценности, но и научиться подсчитывать и оценивать уже не только себестоимость затрат на подготовку кадров, а производительный, преобразовательный потенциал подготовленных кадров.

Исходя из реально развивающихся тенденций, вузам Северного Кавказа, чтобы адекватно ответить на новые вызовы, необходимо упорно работать над повышением уровня своей конкурентоспособности, активно сотрудничая с работодателями и учитывая, что степень ориентированности основных и дополнительных образовательных программ вузов, их научной составляющей и их выпускников на развивающиеся потребности экономики, социальной сферы и рынка труда (в том числе в опережающем режиме) и их восприимчивость к инновациям объективно становятся фундаментальными показателями реальной эффективности вуза и качества подготовки его выпускника.

При этом нынешний мониторинг эффективности/неэффективности российских вузов следовало бы также переориентировать с формальных показателей на содержательные показатели эффективности, отражающие ключевые мировые тенденции в развитии науки, образования и экономики в целом и позволяющие исчислять эффективность как уровень результативности на единицу затрат, прежде всего, бюджетных. 

По второму вопросу были заслушаны доклады и выступления: 

  • руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Кравцова Сергея Сергеевича: «Об основных направлениях работы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по повышению качества профессионального образования»
  • заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Бисерова Александра Юрьевича: «О привлечении экспертов Северо-Кавказского федерального округа для осуществления контрольно-надзорных функций Рособрнадзора»
  • начальника управления по надзору за федеральным законодательством прокуратуры Республики Дагестан Решетникова Сергея Николаевича: «О проверках вузов, проведенных прокуратурой Республики Дагестан»
После всех выступлений и обмена мнениями было принято постановление, в соответствии с которым:
  • Совет ректоров вузов СКФО совместно с Рособрнадзором создает рабочую группу (в составе Президиума Совета ректоров) по вопросам повышения качества высшего профессионального образования с участием представителя Рособрнадзора
  • Образовательные организации СКФО должны сформировать предложения по представителям вуза в качестве экспертов по аккредитации образовательных программ (и для участия в проведении единого государственного экзамена 2014 года в качестве федеральных инспекторов и федеральных наблюдателей), а Совет ректоров вузов округа должен утвердить данные списки
  • Вузы СКФО должны также рассмотреть возможность делегирования преподавателей в состав региональных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом (часть «С») для участия в проведении единого государственного экзамена 2014 года 

В рамках третьего вопроса в состав Совета Ректоров вузов СКФО были включены представители от наиболее крупных работодателей региона:

Верещагин Сергей Викторович - генеральный директор ОАО «Курорты Северного Кавказа»  и Пак Антон Петрович - генеральный директор ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа». Также в соответствии с Положением о Совете Ректоров вузов СКФО в состав Совета Ректоров был включен и представитель студенческих организаций округа Вартанов Армен Владимирович - председатель Студенческого координационного совета Северо-Кавказского федерального округа. Фотоальбом >>