Лаборатория дифференциальной психофизиологии

Лаборатория дифференциальной психофизиологии ПГУ (далее Лаборатория ДПФ) создана по приказу Ректора ПГУ (приказ № 12-а от 09.02.06 г.) для обеспечения практической части учебного процесса, расширения возможностей заниматься научной работой.

Деятельность Лаборатории ДПФ осуществляется в соответствии с законами РФ и другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории РФ и с Уставом университета.

Деятельность Лаборатории ДПФ контролирует Ректор университета и по его поручению проректор по научной работе университета, а также заведующий кафедрой «Общей и педагогической психологии» ПГУ.

ппу.pngОбучение на психологических кафедрах ПГУ предполагает изучение широкого спектра дисциплин о человеке. В качестве базовых выступает целый комплекс естественнонаучных дисциплин, включающий Антропологию, Анатомию центральной нервной системы (ЦНС), Физиологию ЦНС, Физиологию высшей нервной деятельности и сенсорных систем, Психофизиологию, Дифференциальную психофизиологию, Психогенетику.

Наличие в лаборатории электроэнцефалографа и соответствующего программного обеспечения позволяет проводить регистрацию и компьютерный анализ электрической активности головного мозга человека. Компактность прибора дает возможность проводить исследования с минимальными затратами. Программы обработки результатов позволяют организовать исследование современного уровня по нескольким фундаментальным научным направлениям, которые в свою очередь дифференцируются в ряд научных тем, в том числе медицинской направленности (психофизиология и патофизиология восприятия, психофизиология пола, возрастная психофизиология, патофизиология межполушарных взаимодействий).

Для проведения практических занятий по вышеуказанным дисциплинам в лаборатории подготовлены наглядные материалы (плакаты, видеофильмы, препараты).

Основные направления деятельности

Лаборатория ДПФ проводит научно-исследовательскую работу по прикладным направлениям дифференциальной психофизиологии, таким, как:

  • нейропсихологические исследования механизмов функциональных асимметрий и латеральной специализации мозга в возрастной динамике;

  • исследование индивидуального профиля межполушарной асимметрии;

  • исследование гендерных особенностей латеральной специализации;

  • исследование биологических факторов в развитии интегральной индивидуальности;

  • исследование социальных факторов в развитии интегральной индивидуальности.

Учебная и учебно-методическая работа Лаборатории ДПФ осуществляется в тесной связи с научно-исследовательской деятельностью. Разрабатываются учебно-методические материалы, обеспечивающие курсы естественнонаучной направленности, совершенствуются читаемые лекционные курсы. Особое внимание уделяется прикладному аспекту: проведению практикумов, ориентации студентов на апробацию полученных знаний и результатов их научно-исследовательской деятельности; привлечению студентов к участию в конференциях, семинарах и круглых столах; привлечению студентов к участию в конкурсах на осуществление НИР и помощь в подготовке конкурсных заявок.

Таким образом, лаборатория позволяет:

  • организовать практические (лабораторные) занятия студентов по всему курсу физиологических дисциплин;

  • повысить уровень научно-исследовательской работы студентов по выполнению курсовых и дипломных проектов (при этом возможно проведение факультативных занятий с желающими овладеть методами регистрации ЭЭГ);

  • выполнять кандидатские и докторские диссертационные работы, проекты, гранты и т. д.;

  • выполнять договоры с предприятиями и учреждениями (включая медицинские) на коммерческой основе (например, проводить ЭЭГ обследования (без постановки диагноза) на предмет выявления патологических процессов и функциональных нарушений деятельности головного мозга);

  • сотрудничать с практическими психологами в области объективизации контроля результатов их профессиональной деятельности по показателям нормализации ЭЭГ.