Белоус Валерий Владимирович

Белоус Валерий Владимирович


Учёная степень: д-р психол. наук
Учёное звание: Профессор
Общий стаж работы: 54 лет
Педагогический стаж: 52 лет


Белоус Валерий Владимирович в 1963 г. окончил филологический факультет Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Послевузовская педагогическая деятельность В.В. Белоус началась в одной из средних школ Пермской области в должности учителя литературы и немецкого языка.

Встреча в 1964 г. с заведующим кафедрой психологии Пермского государственного педагогического института профессором В.С. Мерлиным окончательно определила профессиональную судьбу В.В. Белоуса: он поступает в аспирантуру и основательно разрабатывает проблему типов темперамента. В 1968 г. защищает кандидатскую диссертацию по теме «Психофизиологическая характеристика некоторых типов темперамента» в НИИ ОПП АПН СССР (г. Москва).

Теоретико-экспериментальные положения, связанные с пониманием типа темперамента как инварианта, составили основу докторской диссертации, защищенной В.В. Белоусом в Институте психологии АН СССР в 1982 г. на тему «Психологические симптомокомплексы и инварианты темперамента».

С 1985 г. и по настоящее время возглавляет кафедру общей и педагогической психологии Пятигорского государственного лингвистического университета и создает научную школу в области исследования психологии полиморфной индивидуальности.

В 1993 г. В.В. Белоус избран действительным членом Международной академии интегративной антропологии, а в 1995 г. - действительным членом Нью-Йоркской Академии наук.

Результаты многолетних исследований обобщены В.В. Белоусом в серии монографий: «Темперамент как инвариант» (1997); «Проблемы психологии полиморфной индивидуальности» (коллективная монография, 2005); «Психология интегральной индивидуальности В.С. Мерлина и современность» (коллективная монография. 2008); «Детерминанты развития интегральной индивидуальности» (монография в соавторстве с И.В. Боязитовой. 2008); «Введение в психологию полиморфной индивидуальности» (2000, 2002, 2005, 2009); «Системное познание индивидуальности человека» (коллективная монография, 2009); «Системное исследование индивидуальности человека» (коллективная монография, 2011); «Медико-психолого-педагогическое сопровождение подростков с функциональными нарушениями здоровья» (коллективная монография, 2012); «Интегральная индивидуальность рефлексивного человека» (монография в соавторстве с И.В. Боязитовой, И.Н. Зиник, 2013); «Очерк психологии полиморфной индивидуальности» монография (в соавторстве с И.В. Боязитовой, 2013); «Интегральная индивидуальность в системе семейных отношений» (в соавторстве с Е.Е. Басановой, 2014).

Отличительной чертой экспериментально-теоретических работ В.В. Белоуса является стремление продемонстрировать активную роль свойств субъекта, свойств объекта и их взаимодействий в гармонизации интегральной индивидуальности. На этой основе им сформулирована оригинальная концепция интегративной психологии развития, которая в последнее годы получает широкое признание в научных кругах.

В.В. Белоус – автор более 300 научных работ (из них 18 монографий, более 60 статей по проблемам общей, педагогической и дифференциальной психологии). Под его научной редакцией вышло 15 сборников научных трудов, ряд учебно-методических разработок и учебных пособий.

Сорок восемь его учеников стали кандидатами и двое докторами наук. Ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы РФ» (1999), он награжден нагрудным знаком «Отличник народного просвещения» (1990), серебряной медалью «За трудовые заслуги» (2009), медалью «За укрепление авторитета науки» (2014).
Дата начала Дата окончания Вид повышения квалификации Место проведения Программа
Российский индекс научного цитирования

Анализ публикационной активности

Список публикаций

Список ссылок на работы автора

Университетские чтения:

Принцип профессионализации – основа интеграции основных и дополнительных образовательных программ

Пути познания интегральной индивидуальности экстравертов и интровертов в науках о человеке (творцу универсальной теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлину посвящается)

Интегральная индивидуальность: от редукционизма до системных инвариантов психодинамики

Функциональные средства анализа психологии индивидуальности современного человека

Психология полиморфной индивидуальности: взаимосвязь линейной и нелинейной формализации в ее познании

Развитие интегральной индивидуальности в условиях симультанного взаимодействия объективной и субъективной детерминации

Инвариант: системное основание психологии полиморфной индивидуальности

Роль интегральной характеристики индивидуальности в управлении межэтническими конфликтами

Основные принципы научного творчества В.С. Мерлина

Психология полиморфной индивидуальности: принципы исследования

Системность как эвристический потенциал познания в дифференциальной психологии

Актуальные проблемы психолого- педагогических наук и внедрения передовых технологий обучения

Формализация как системный принцип исследования психологии индивидуальности растущего человека

Вестник ПГЛУ (аннотации к выпускам):

Инвариант – ключевое понятие в создании интегральной индивидуальности

Системность как фактор постановки и решения оригинальных проблем дифференциальной психологии (к 115-летию со дня рождения В.С. Мерлина)

Основные принципы исследования психологии индивидуальности подростка в норме и патологии

Психологические факторы развития структур интегральной индивидуальности подростков с вегето-сосудистой дистонией

Психологические факторы развития структур интегральной индивидуальности подростков с избыточной массой тела

Creative Innovations & Innovate Creations:

Belous V.V., Boyazitova I.V. The system characteristic of polymorphic individuality psychology

Аннотация

Научное руководство ВКР

Развитие структур интегральной индивидуальности студентов с низким уровнем учебно-профессиональной мотивации

Автор ВКР: Фетисова Екатерина Валерьевна

Развитие структур интегральной индивидуальности студентов с полярной системой жизненно-ценностных ориентаций

The development of structures of integral individuality of students with a polar system of vital values

Автор ВКР: Сахно Андрей Владимирович
Научное руководство

Тема диссертации: Формирование пологендерной индивидуальности субъектов образования

Соискатель: Мищенко Любовь Владимировна
Диссертационный совет: Д 212.193.01
Дата защиты: 24.09.2015

Тема диссертации: Развитие структур интегральной индивидуальности студентов с низким уровнем рефлексивности в образовательной среде

Соискатель: Зиник Инна Николаевна
Диссертационный совет: Д 212.193.01
Дата защиты: 17.03.2009
В данном разделе представлены научные работы студентов из сборника "Молодая наука".