Лезина Валерия Владимировна

Лезина Валерия Владимировна

Учёная степень: Доктор педагогических наук
Учёное звание: Профессор
E-mail: lezina07@rambler.ru
Общий стаж работы: 32 лет
Педагогический стаж: 34 лет
Научно-педагогический стаж: 29 лет


Лезина Валерия Владимировна, 1964 г. рождения, доктор педагогических наук, профессор кафедры межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», директор Центра сравнительной педагогики того же вуза, академик Международной академии педагогического образования (г. Москва), член-корреспондент Российской академии естествознания (г. Москва).

С 1982 по 1987 гг. обучалась в Пятигорском государственном педагогическом институте иностранных языков по специальности «Испанский и английский языки». Присвоена квалификация и звание учителя испанского и английского языков средней школы.

С 1992 по 1997 гг. обучалась в Пятигорском государственном лингвистическом университете по специальности «Филология». Присуждена квалификация филолога, преподавателя русского языка и литературы.

С 1994 по 1998 гг. обучалась в аспирантуре кафедры методики обучения иностранным языкам Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В 1998 г. присуждена степень кандидата педагогических наук по специальности: 13.00.02 –Теория и методика обучения русскому языку как иностранному.

С 2000 по 2003 гг. обучалась в очной докторантуре кафедры педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета. В 2004 г. присуждена степень доктора педагогических наук по специальности: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования.

В 2007 году присвоено ученое звание профессора по кафедре педагогики.

С 1987 по 19991 гг. работала учителем русского и английского языков. С 1992 по 1997 гг. работала в качестве преподавателя русского языка как иностранного. С 2004 г. по настоящее время работает на кафедре межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет». В 2008 г. работала преподавателем русского языка в Чангчуньском классическом университете (КНР).

Руководит работой аспирантов (34 из них защитили кандидатские диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Осуществляла научное руководство иностранной гражданкой Республики Казахстан, в 2011 г. защитившей кандидатскую диссертацию в диссертационном совете Д 212.193. 01 при ФГБОУ ВПО «ПГЛУ». В связи с этим, В.В. Лезина имеет благодарность Министерства образования и науки Республики Казахстан.

В.В. Лезина сочетает педагогическую и методическую работу с научно-исследовательской. Является основателем научных школ «Стратегия социокультурной модернизации высшего профессионального образования на Северном Кавказе», «Этнопедагогика народов Северного Кавказа», «Нейродидактика», «Педагогическая валеология», «Образование взрослых». Руководила научным направлением «Стратегия социокультурной модернизации высшего профессионального образования на Северном Кавказе» в рамках исследований Южного отделения Российской академии образования. В 2010-2013 гг. осуществляла экспертизу научных  материалов РАО.

Имеет более 250 публикаций, из них семнадцать – монографии. В Германии выпустила 2 монографии в соавторстве по проблемам аксиологических приоритетов российской молодежи и доктринально- идеологической сферы российского образования.

Являлась руководителем  научно-исследовательского коллектива, осуществлявшего в 2005-2007 гг. разработку федерального проекта «Научно-методическое обеспечение модернизации высшего профессионального образования на Северном Кавказе: управление, качество, кадры, инновации» в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы  (2006 – 2008 гг.)». Руководила разработкой и выполнением федеральной  программы «Педагог – организатор в поликультурном социуме» в рамках программы «Поддержка исламского образования в России» (2009 г.). В 2017 г. принимала участие в федеральном проекте «Обучение финансовой грамотности учителей сельских школ» Министерства финансов Российской Федерации.

Организовывала и проводила международные научно - практические конференции: «Стратегии образовательной политики в условиях глобализации» (Пятигорск: ГОУ ВПО «ПГЛУ», 2008 г.), «Инновации в образовании: пути и средства реализации» (Пятигорск: ГОУ ВПО «ПГЛУ» , 2011 г.) и др.

Руководит аспирантами на базе ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» и ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет». Оппонирует диссертационные исследования по педагогическим специальностям. Оказывает методологическую и методическую помощь ученым Северо-Кавказского федерального округа. Является внештатным совместителем в Евпаторийском филиале ГФУ им. Вернадского.

В течение двух лет являлась председателем ГЭК по педагогике в Колледже иностранных языков г. Актау (Республика Казахстан), трех лет – в ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет».

Награждена орденом LABORE ET SCIENTIA (22.04.2013), медалью Дж.Лока Европейского научного и промышленного консорциума (№ 221, 2013), Дипломом участника Московского международного салона образования 7-9 октября 2014 г. за издание «Национально-языковая образовательная политика в поликультурном обществе Северного Кавказа»: монография. М.: Изд - во «Прометей», 2003). По решению Российской академии естествознания монографии В.В. Лезиной представлены на выставках научной литературы в США (2018 г.) и Гонконге (2019 г.). Имеет почетные грамоты и награды Министерства образования и науки Российской Федерации, Российской академии естествознания, Международной академии педагогического образования, ФГБОУ ВПО «ПГЛУ» за многолетнюю работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов.

Имеет диплом о профессиональной переподготовке и присвоении квалификации «Социальный работник», сертификаты и удостоверения о курсах повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам «Современные информационно-коммуникационные технологии и технологии электронного обучения в вузе», «Современные информационно-коммуникационные технологии и ИКТ-компетенции в деятельности преподавателя» и др.

Дата начала Дата окончания Вид повышения квалификации Место проведения Программа
07.10.2019 18.10.2019 Дополнительное профессиональное образование ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" Актуальные вопросы теории и практики организации работы с молодежью
20.05.2019 31.05.2019 Дополнительное профессиональное образование ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" Навыки оказания первой помощи
17.11.2014 31.03.2015 Дополнительное профессиональное образование ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" Современные технологии образовательной работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС
05.11.2014 31.03.2015 Дополнительное профессиональное образование ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" Общая и практическая психология
01.09.2014 20.12.2014 Дополнительное профессиональное образование ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" Современные технологии социальной работы
Российский индекс научного цитирования

Анализ публикационной активности

Список публикаций

Список ссылок на работы автора

Университетские чтения:

Науковедческий подход к подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре

Проектирование в педагогике

Тенденции проектирования в педагогических исследованиях

Методология андрагогики в фокусе научного подхода

К вопросу о методологии этнопедагогического исследования

К вопросу об истории здоровьесберегающей педагогики в Китае

Управление региональной системой высшего профессионального образования

К вопросу об организации времени в самообразовании студентов

Конструирование системы качества высшего профессионального образования в Северо-Кавказском регионе

Развитие педагогических компетенций у родителей школьников

Вестник ПГЛУ (аннотации к выпускам):

Дефинитивный статус ключевых понятий, определяющих понятийное поле проектирования в организациях дошкольного образования

Динамика этнопедагогики в современных условиях

Нейродидактическая технология обучения взрослых

К проблеме исследования проектно-исследовательской культуры

Отраслевые корреляции в методологии андрагогики

Отраслевые корреляции в методологии андрагогики

Методология образования взрослых

Ценностные ориентиры высшего профессионального образования в глобализованном мире

Научное руководство ВКР

Методика обучения старших школьников контекстуальной догадке при чтении текстов на немецком языке

Context surmise methods of juvenile teaching in Deutsch texts reading

Автор ВКР: Шипулина Ольга Андреевна

Овладение обучающимися 8 – 9 классов общей средней школы невербальными способами общения с представителями испанской культуры

The graduation thesis is focused in the study of measures that improve the effective acquirement of nonverbal communication modes by students of 8th and 9th grades

Автор ВКР: Секлецова Кира Владиславовна

Прагмалингводидактический подход к обучению чтению иноязычных газетно-публицистических текстов в старших классах средней общей школы (на материале немецкого языка)

The pragmalingvodidaktic approach in training the reading foreign-language journalese texts in the senior classes of high general school (on German material)

Автор ВКР: Панина Мария Романовна

Использование кейс-технологий в обучении чтению на испанском языке

Case-technologies using in spanish reading training

Автор ВКР: Озрокова Диана Андзоровна

Этикетные формы испанского языка как средство развития культуры иноязычной речи (на примере школьников 5 –7 классов)

Spanish etiquette forms as means of cultura development (in example of 5-7 class pupils)

Автор ВКР: Муссаева Алана

Обучение профессионально значимой лексике на немецком языке студентов-бакалавров, обучающихся по специальности «учитель немецкого языка

Teacher of the German language

Автор ВКР: Гречухина Милита Олеговна

<Understanding complex texts at an advanced level in the linguistic college>> (in the Spanish language)

Автор ВКР: Светлакова Е.В.

Learning of speaking in foreign language of young school students by role-PlaYing game

Автор ВКР: Удовиченко А.А.

A cognitive approach to teaching foreign speech of preschool childreu (in the English language)

Автор ВКР: Юсупова С.С.

Methods of adults' education speaking in foreign language

Автор ВКР: Романова Н.Д.

Listening of special texts on a foreign language in the technical college

Автор ВКР: Каплевич А.С.

Дошкольное образование в Канаде

Preschool Education in Canada

Автор ВКР: Яндиева Айна Башировна

Антропологический подход к познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Anthropological Approach to Cognitive and Speech Development of Preschool Children

Автор ВКР: Яхьяева Х. У.

Воспитание резистентности к неблагоприятным условиям окружающей среды у детей дошкольного возраста

Resistance education to adverse environmental conditions in preschool children

Автор ВКР: Цурова Хеди Макшариповна
Научное руководство

Тема диссертации: Образование взрослых в России и Швеции: сравнительно-сопоставительный анализ

Соискатель: Лебединская Наталья Григорьевна
Диссертационный совет: Д 212.193.01
Дата защиты: 02.12.2014

Тема диссертации: Формирование культуры общения студентов в вузах Северо-Кавказского региона

Соискатель: Михеева Галина Анатольевна
Диссертационный совет: Д 212.193.01
Дата защиты: 29.06.2009

Тема диссертации: Педагогическое сопровождение неконфликтного развития юношеских субкультур

Соискатель: Яворская Ольга Сергеевна
Диссертационный совет: Д 212.193.01
Дата защиты: 27.01.2010

Тема диссертации: Поликультурное образование в средних профессиональных учебных заведениях республики Казахстан

Соискатель: Надырмагамбетова Масура Алтыбаевна
Диссертационный совет: Д 212.193.01
Дата защиты: 23.06.2011

Тема диссертации: Использование китайского опыта здоровьесбережения школьников в российских общеобразовательных учреждениях

Соискатель: Жабина Людмила Владимировна
Диссертационный совет: Д 212.193.01
Дата защиты: 30.03.2012

Тема диссертации: Формирование пренатальной компетенции у студентов в вузе

Соискатель: Сувирова Анастасия Юрьевна
Диссертационный совет: Д 212.193.01
Дата защиты: 29.06.2012

Тема диссертации: Методология этнопедагогического исследования

Соискатель: Мальсагова Марьям Хаматхановна
Диссертационный совет: Д 212.193.01
Дата защиты: 30.06.2014
В данном разделе представлены научные работы студентов из сборника "Молодая наука".